Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

e-learning’у все возрасты покорны

В одном из недавних постов промелькнула мысль: «... сейчас компании учат, в том числе и электронно, в основном 20-летних. При этом учат их так же, как учат тех, кому сейчас 30, 40 и 50. А эти люди воспринимают вэб-технологии совсем по другому и технологии обучения и общения с ними нужно адаптировать к этим поколенческим шаблонам».

Серьезный ответ на этот вопрос требует, вне всякого сомнения, непростых и глубоких исследований. Пока же мы можем пользоваться тем, что есть.
Есть же в арсенале педагогического дизайна (и теории обучения в целом, разумеется) принцип посильности.

Посильность обучения подразумевает такую организацию учебного знания, чтобы оно одновременно было достаточно сложным для обучаемых, дабы учение не вызывало у них потери интереса, и в то же время - достаточно простым, чтобы не «задавить» желания познавать. Как этого добиться, когда на практике приходится обучать 20, 30, 40 и 50 летних? Имеющих разный жизненный и профессиональный опыт, социальный статус и уровень образования?

Выход здесь видится в следующем: обращаться к тем самым разным знаниям и опыту так, чтобы учение было всем по силам, интересным и полезным.

Достичь этого можно следующим способом: сделать предметом изучения взрослого человека его самого, точнее — его познания и накопленный опыт. В этих условиях средства e-learning призваны делать явными для учащихся ограниченность их познаний и ставить перед ними такие учебные задачи, чтобы обучаемые пользовались контентом как средством восполнения этой ограниченности посредством решения стоящих лично перед ним проблем.

Достичь этого можно различными способами. Коснемся некоторых из них.

1. Остр`аненье. Поставить перед обучаемым такую проблему, чтобы привычные «вещи» выглядели в необычном ракурсе, "странно".
Например:
Какие проявления авторитарного стиля воздействия на людей Вы переносите легче всего?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

Полагаю, что в любом возрасте человек имел опыт подобного влияния, чтобы вопрос показался ему достаточно близким и достаточно непростым.

2. Апелляция к эмоциональной сфере обучаемых
Какую из форм авторитарного воздействия Вы считаете самой безобидной лично для Вас?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

3. Позиционирование (поставить себя или иное лицо в воображаемую позицию)
Какие проявления авторитаризма Ваши подчиненные перенесут легче всего?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

Таким образом «поиграв» с наличными знаниями и опытом обучаемых (независимо от их пола, возраста, статуса, знаний и опыта), можно переходит к более или менее академичному изложению той или иной темы (здесь: «Стили руководства»), непременно разъясняя научный и управленческий смысл заданий (здесь: примеров заданий) в ходе изложения теории.

Подобным образом построенные средства e-learning приближаются по своим возможностям к «живым» тренингам. Наличие же в них контекстных глоссария или учебника позволяют без труда продемонстрировать обучаемым важность теоретических сведений для их повседневной работы, что поспособствует преодолению извечного разрыва между тем «чему учили» и тем, «что и как надо делать».

Популярные сообщения из этого блога

Как выбрать систему HR-автоматизации? Сравниваем несравнимое.

Своим путем: составляем адаптивные учебные планы сотрудника

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Опыт внедрения WebTutor в ПАО «Транснефть»