Эффективность обучения и модель обучаемого
Попытки измерить эффективность электронного обучения порой сводится на нет потугами понять, а что же такое эта самая эффективность.
Эффективность чего? Процесса, результата, инвестиций, временных ресурсов?...
Эффективность по сравнению с чем? Прежним уровнем обученности, идеалом, уровнем подготовленности персонала конкурентов, в отрасли, на мировом рынке?..
Каковы единицы измерения эффективности? Количество закончивших курс, соотношение положительных и отрицательных отметок? отзывы отучившихся и их начальников, диагностическое тестирование?..
Признаюсь прямо: стоит лишь приступить рассуждать об эффективности учебных курсов, голова сама прячется в песок, а ноги невольно несут в кусты. Явное, как говаривал В.И. Ульянов-Ленин, «усердие не по разуму». Уж больно философская категория — эффективность обучения.
Ничуть не хуже и другая категория: модель обучаемого, которая также пытается очертить характеристики учебного процесса и его результатов.
Поскольку плодом просвещения является не кто иной, как сам обучаемый (а не корпоративный образовательный центр или наличие учебного курса) резонно составить желаемый образ этого плода — модель обучаемого.
Пока определим ее в широком смысле:
Модель обучаемого — это знания обучающего о том, кого он будет учить.
Конечно, погружаясь в эти знания можно вновь оказаться заподозренным в тенденции «объять необъятное». Ведь речь пойдет об описании наличных знаний и опыта человека, психологических и коммуникативных качеств, профессиональных характеристик и др. Тем не менее, здесь мы можем пуститься на две маленькие уловки, способные спасти нас от утопления в бездне души обучаемого:
Ограничится моделирование обучаемого применительно к требованиям одного единственного, локального, а значит, конечного курса.
Ограничить до измеримого и посильного для работы количество параметров этой модели
Почти 100 лет назад потрясающий французский педагог Селестен Френе заметил, что общество предъявляет к наставникам (моделирует педагогов) непомерные требования: они и теорию предмета знать должны, ораторскими и актерскими данными обладать, чужую душу чувствовать и понимать (психология), эталоном нравственности быть, ну и менеджерировать обучение обязаны. Боги не боги, но никак не менее святые, чем Папа римский. Не стоит покушаться на неподъёмное! Пока, по крайней мере
Эффективность чего? Процесса, результата, инвестиций, временных ресурсов?...
Эффективность по сравнению с чем? Прежним уровнем обученности, идеалом, уровнем подготовленности персонала конкурентов, в отрасли, на мировом рынке?..
Каковы единицы измерения эффективности? Количество закончивших курс, соотношение положительных и отрицательных отметок? отзывы отучившихся и их начальников, диагностическое тестирование?..
Признаюсь прямо: стоит лишь приступить рассуждать об эффективности учебных курсов, голова сама прячется в песок, а ноги невольно несут в кусты. Явное, как говаривал В.И. Ульянов-Ленин, «усердие не по разуму». Уж больно философская категория — эффективность обучения.
Ничуть не хуже и другая категория: модель обучаемого, которая также пытается очертить характеристики учебного процесса и его результатов.
Поскольку плодом просвещения является не кто иной, как сам обучаемый (а не корпоративный образовательный центр или наличие учебного курса) резонно составить желаемый образ этого плода — модель обучаемого.
Пока определим ее в широком смысле:
Модель обучаемого — это знания обучающего о том, кого он будет учить.
Конечно, погружаясь в эти знания можно вновь оказаться заподозренным в тенденции «объять необъятное». Ведь речь пойдет об описании наличных знаний и опыта человека, психологических и коммуникативных качеств, профессиональных характеристик и др. Тем не менее, здесь мы можем пуститься на две маленькие уловки, способные спасти нас от утопления в бездне души обучаемого:
Ограничится моделирование обучаемого применительно к требованиям одного единственного, локального, а значит, конечного курса.
Ограничить до измеримого и посильного для работы количество параметров этой модели
Почти 100 лет назад потрясающий французский педагог Селестен Френе заметил, что общество предъявляет к наставникам (моделирует педагогов) непомерные требования: они и теорию предмета знать должны, ораторскими и актерскими данными обладать, чужую душу чувствовать и понимать (психология), эталоном нравственности быть, ну и менеджерировать обучение обязаны. Боги не боги, но никак не менее святые, чем Папа римский. Не стоит покушаться на неподъёмное! Пока, по крайней мере
Различают несколько модельных подходов к обучаемому:
Реальная модель (диагностика наличных знаний, умений и качеств)
Нормативная модель (требования к состоянию обучаемого после завершения обучения)
Потенциальная модель (предвидение возможных отклонений от нормы в реальной или нормативной модели)
Сегодня нас будет интересовать нормативная модель как наиболее прагматичная и актуальная с точки зрения массового корпоративного обучения.
Выделим, не претендуя на полноту и абсолютную истинность, важнейшие параметры нормативной модели.
Предметный параметр
Фиксирует объем необходимых знаний и степень овладения ими.
Функциональный параметр
Опеределяет роль (структуру) тех или иных знаний о предмете (определения, свойства, обобщения, следствия, методы, процессы, алгоритмы и др.).
Процедурный параметр
Процедурные знания описывают порядок и характер оперирования знаниями (Это умения, навыки, рецепты, инструкции, алгоритмы, методики, стратегии принятия решения и др.)
Прагматический параметр
Описывает степень адекватности применения предметных, функциональных и/или процедурных знаний в организационной деятельности.
Возможно, этих параметров вполне достаточно для осуществления педагогического дизайна отдельных куросв.
В заключение позволим себе выдвинуть парочку гипотез:
1. Критерием эффективности обучения может считаться реализация нормативной модели обучаемого в ходе освоения того или иного курса.
2. Числовое выражение параметров (та же отметка тьютора или результаты теста) нормативной модели обучаемого может послужить основой для автоматизации оценки эффективности обучения в организации в целом, как минимум, стохастичской.