Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Эффективность обучения и модель обучаемого

Попытки измерить эффективность электронного обучения порой сводится на нет потугами понять, а что же такое эта самая эффективность.

Эффективность чего? Процесса, результата, инвестиций, временных ресурсов?...
Эффективность по сравнению с чем? Прежним уровнем обученности, идеалом, уровнем подготовленности персонала конкурентов, в отрасли, на мировом рынке?..
Каковы единицы измерения эффективности? Количество закончивших курс, соотношение положительных и отрицательных отметок? отзывы отучившихся и их начальников, диагностическое тестирование?..

Признаюсь прямо: стоит лишь приступить рассуждать об эффективности учебных курсов, голова сама прячется в песок, а ноги невольно несут в кусты. Явное, как говаривал В.И. Ульянов-Ленин, «усердие не по разуму». Уж больно философская категория — эффективность обучения.

Ничуть не хуже и другая категория: модель обучаемого, которая также пытается очертить характеристики учебного процесса и его результатов.

Поскольку плодом просвещения является не кто иной, как сам обучаемый (а не корпоративный образовательный центр или наличие учебного курса) резонно составить желаемый образ этого плода — модель обучаемого.

Пока определим ее в широком смысле:
Модель обучаемого — это знания обучающего о том, кого он будет учить.

Конечно, погружаясь в эти знания можно вновь оказаться заподозренным в тенденции «объять необъятное». Ведь речь пойдет об описании наличных знаний и опыта человека, психологических и коммуникативных качеств, профессиональных характеристик и др. Тем не менее, здесь мы можем пуститься на две маленькие уловки, способные спасти нас от утопления в бездне души обучаемого:
Ограничится моделирование обучаемого применительно к требованиям одного единственного, локального, а значит, конечного курса.
Ограничить до измеримого и посильного для работы количество параметров этой модели

Почти 100 лет назад потрясающий французский педагог Селестен Френе заметил, что общество предъявляет к наставникам (моделирует педагогов) непомерные требования: они и теорию предмета знать должны, ораторскими и актерскими данными обладать, чужую душу чувствовать и понимать (психология), эталоном нравственности быть, ну и менеджерировать обучение обязаны. Боги не боги, но никак не менее святые, чем Папа римский. Не стоит покушаться на неподъёмное! Пока, по крайней мере

Различают несколько модельных подходов к обучаемому:
Реальная модель (диагностика наличных знаний, умений и качеств)
Нормативная модель (требования к состоянию обучаемого после завершения обучения)
Потенциальная модель (предвидение возможных отклонений от нормы в реальной или нормативной модели)
Сегодня нас будет интересовать нормативная модель как наиболее прагматичная и актуальная с точки зрения массового корпоративного обучения.

Выделим, не претендуя на полноту и абсолютную истинность, важнейшие параметры нормативной модели.

Предметный параметр
Фиксирует объем необходимых знаний и степень овладения ими.

Функциональный параметр
Опеределяет роль (структуру) тех или иных знаний о предмете (определения, свойства, обобщения, следствия, методы, процессы, алгоритмы и др.).

Процедурный параметр
Процедурные знания описывают порядок и характер оперирования знаниями (Это умения, навыки, рецепты, инструкции, алгоритмы, методики, стратегии принятия решения и др.)

Прагматический параметр
Описывает степень адекватности применения предметных, функциональных и/или процедурных знаний в организационной деятельности.

Возможно, этих параметров вполне достаточно для осуществления педагогического дизайна отдельных куросв.

В заключение позволим себе выдвинуть парочку гипотез:

1. Критерием эффективности обучения может считаться реализация нормативной модели обучаемого в ходе освоения того или иного курса.

2. Числовое выражение параметров (та же отметка тьютора или результаты теста) нормативной модели обучаемого может послужить основой для автоматизации оценки эффективности обучения в организации в целом, как минимум, стохастичской.

Популярные сообщения из этого блога

Своим путем: составляем адаптивные учебные планы сотрудника

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Делаем любую HTML страницу CMI5 курсом