Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Об эффективности обучения, страсти к наживе и сервисной функции

За последние несколько дней так много народу высказалось насчет эффективности обучения и роли разработчиков курсов и пед. дизайнеров в ее оценке, что я не удержался и тоже решил свои 2 копейки добавить. Я не специалист по обучению, не бизнес-консультант, не тренер - так что не бейте сильно. Это мой сугубо субъективный, ИТ-шный взгляд.

Эта реплика продолжает (думаю для меня завершает) начавшуюся ранее полемику. Прокомментировать я хочу утверждение о том, что "от оценки эффективности ЛЮБОГО внутрикорпоративного обучения с точки зрения его воздействия на финансовый результат компании деться никуда нельзя".

Еще одна цитата - "все что делается внутри бизнес-компании, делается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с целью увеличения прибыли - или за счет дополнительных доходов, или за счет снижения затрат". С этим в целом не поспоришь, но некоторые компании спасают китов, а некоторые направляют по 5 центов с каждой продажи какого-либо товара или услуги на помощь голодающим детям. Конечно, они делают это для того, чтобы понравится своим акционерам и потребителям и рано или поздно капитализировать свою деятелность. Только просчитать заранее эффект от таких действий в долларах и фунтах никак невозможно. Я знаю одну немецкую семейную фирму, которой русский заказчики (мой приятель) предложил удвоить оборот - готовы был подписать конракт на 3 года на покупку. Немцы отказались - побоялись, что у русских бум кончится (оказались правы), а им в своем городке придется увольнять вновь нанятых людей и рисковать стабильность и репутацией своей компании, которой много десятков лет. А деньги для них были очень соблазнительные. Так вполне может действовать частная компания, а в России большинство компаний частные. Т.е. я утверждаю, что многие компании, в том числе и великие, осознанно делают вещи, просчитать ROI для которых невозможно или очень затруднительно (действительно просчитать, а не высосать из пальца).

Когда компания Apple за $99 в течение года учит своих клиентов в своих магазинах, делает ли она это для получения прибыли или для повышения лояльности и удовлетворенности обучаемого? Когда любой российский банк проводит обязательное обучение, например по пресловутому ПОД/ФТ (противодействие отмывание денежных средств) – ему нафиг это не нужно, я убежден, что на легализации денег и обналичке банк может заработать много больше денег чем на депозитах пенсионеров :) Но это нужно Центробанку и банк будет учить себе в убыток.

Только не подумайте, что я против выбора при возможности наиболее экономически эффективного решения (и как следствие расчета экономической эффективности), просто не надо «делать из еды культа». Смущают меня написанные всеми большими буквами слова "ЛЮБОЙ" и "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО". Мне кажется, что так можно создать у особо впечатлительных людей ощущение собственной неполноценности - вместо того, чтобы спокойно засыпать услышав похвалы от коллег из бизнеса после завершения работы над очередным заказанным курсом, e-learning специалист будет просыпаться среди ночи в холодном поту с мыслью "А я ведь не посчитал ROI!!!". Спите спокойно :)

И вот еще почему. Я убежден, что не может учебный центр без бизнеса решать и оценивать вопросы экономической эффективности обучения и выбора наиболее оптимальных форм - только вместе. Бизнес может принять решение всех уволить и набрать новых, которые уже все знают. Чем не решение?

Как вам такая ситуация:
- ИТ-администраторы сами посчитали эффект от внедрения EPR-системы, приняли решили внедрить более эффективное программное обеспечение, но сделать это не за 3, а за 8 месяцев. И после принятия решений уведомили об это совет директоров и пользователей
- Хозяйственный департамент рассчитав экономическую эффективность, закупил в переговорную компании стол из Икеи – он надежный и недорогой, и по мнению грузчика Петровича выглядит очень даже неплохо. А сейлам должно быть все равно.
- Дизайнер Петров выбрал для печати буклета о компании бумагу потоньше, а на сэкономленные для компании деньги купил полезных ручек и карандашей

Выглядит странно. Потому, что сервисные подразделения живут в логике ограничений, поставленных бизнесом – по деньгам, ресурсам, аудитории, которая должна быть обслужена, а также задач, которые должны быть решены. Поэтому бизнес и те, кто с ним взаимодействуют (руководитель учебного центра, менеждер проекта по ДО), определяют какие критерии важны в данном учебном проекте и выбирают оптимальную форму (электронный курс, учебный видеофильм, вебинар, тренинг). Если бизнес (обоснованно, разумеется) хочет учиться на Луне, то задача учебного центра, как сервисного подразделения эту задачу выполнять в рамках имеющихся у него средств. Если бизнесу не нужно дистанционное обучение, то и внедрять его не нужно, даже если руководитель учебного центра очень этого хочет.

В конце концов, отвечать за продажи в конкретной торговой точке будет ее директор, а не тренер, проводивший обучения или пед. дизайнер сделавший электронный курс. Именно из линейных менеджеров/экспертов нужно стремиться делать людей повышающих эффективность бизнеса, думающих об оптимизации всех процессов, в том числе и учебных, а не из тренеров и пед. дизайнеров.

Учебный центр, отдел дистанционного обучения и т.п. должы помогать свой экспертизой и знаниями бизнесу в расчете эффективности и выборе наиболее оптимальной стратегии обучения персонала - бизнес может и не знать кто такой Киркпатрик, так надо его научить. Но без фанатизма - видел я консалтинговые проекты в которых стоимость подсчета ROI превышала финансовую выгоду, благодаря которой это ROI был ненулевым :)


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации