Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Харизма е-текста, или Роскошь электронного общения

В этом блоге несколько раз поднималась тема о харизматичности е-курсов. Нужна они или нет? Способны ли курсы на такое?
Вразумительного ответа получено не было и тема притухла. Недавно в блоге «Заметки про e-Learning она возникла вновь с подачи Валерия Леонтьева.
Причем, в более узком, т.е конкретизированном разрезе: могут ли быть харизматичны тексты электронных курсов.
В возникшей дискуссии высказано немало интересных мнений. Однако, думается, так и не решен главный вопрос, а что такое харизма контента, в частности текста.

Категория харизмы суть отражение феномена неформальной власти (влияния), точнее, одной из ее форм. Поэтому ежели мы хотим, чтобы курс был харизматичным, он должен кем-то управлять, на кого-то влиять желательным образом.
Обычные и электронные учебники, разумеется, также управляют теми, кому адресуются. Правда, происходит это в значительной степени стихийно, словно по умолчанию. Позволю себе предположить, что если при разработке курсов помимо задачи передачи материала в явном виде стояла бы еще и задача управления освоением этого материала (знаний, умений, ценностей и др.), мы бы смогли приблизиться у решению проблемы харизмы в eL.
Остается самая малость: выяснить, чем же могут управлять е-курсы. Познанием, иными психическими процессами, поведением? Предположу, что интегрально и по отношению к одному отдельному обучаемому они управляют общением. А общение, в свою очередь, состоит из коммуникации (обмена данными), перцепции (закономерности восприятия собеседника и ситуации, включая и бессознательные (суггестия, симпатия, страхи, удовольствие и пр.) и интеракции (обмена действиями). /См. здесь/.
Умей мы целесообразно организовать текстовый контент так, чтобы он давал полноценное общение (во всех его трех ипостасях), так, чтобы обучаемый этот процесс общения внутренне (интеллектом и чувствами) принимал, курсы, предполагаю, могут стать харизматичными. Электронный контент должен нести наставническую функцию. Именно в искусстве наставничества как нельзя более наглядно материализуется мечта Экзюпери о «роскоши человеческого общения». (Сравните, кстати, как наставничество отлично у буддийских монахов или индуистов в сравнении с иезуитским или наставничеством в западной культуре в целом.)
Кстати, на близкую, думается, тему развивается еще одна дискуссия «На что способны электронные курсы». К сожалению, и в ней идея управления общением (или познавательной деятельностью, что тоже возможно обсуждать) на нашла пока отражения. Дистанционный курс - это учебник + специально организованное общение.

Возможно, если наряду с трансляцией знаний и способов деятельности авторы и/или сценаристы контента озаботятся еще и задачей управления общением или познавательными процессами, о харизматичности eL станет легче размышлять.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации