Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Об эффективности обучения, страсти к наживе и сервисной функции

За последние несколько дней так много народу высказалось насчет эффективности обучения и роли разработчиков курсов и пед. дизайнеров в ее оценке, что я не удержался и тоже решил свои 2 копейки добавить. Я не специалист по обучению, не бизнес-консультант, не тренер - так что не бейте сильно. Это мой сугубо субъективный, ИТ-шный взгляд.

Эта реплика продолжает (думаю для меня завершает) начавшуюся ранее полемику. Прокомментировать я хочу утверждение о том, что "от оценки эффективности ЛЮБОГО внутрикорпоративного обучения с точки зрения его воздействия на финансовый результат компании деться никуда нельзя".

Еще одна цитата - "все что делается внутри бизнес-компании, делается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с целью увеличения прибыли - или за счет дополнительных доходов, или за счет снижения затрат". С этим в целом не поспоришь, но некоторые компании спасают китов, а некоторые направляют по 5 центов с каждой продажи какого-либо товара или услуги на помощь голодающим детям. Конечно, они делают это для того, чтобы понравится своим акционерам и потребителям и рано или поздно капитализировать свою деятелность. Только просчитать заранее эффект от таких действий в долларах и фунтах никак невозможно. Я знаю одну немецкую семейную фирму, которой русский заказчики (мой приятель) предложил удвоить оборот - готовы был подписать конракт на 3 года на покупку. Немцы отказались - побоялись, что у русских бум кончится (оказались правы), а им в своем городке придется увольнять вновь нанятых людей и рисковать стабильность и репутацией своей компании, которой много десятков лет. А деньги для них были очень соблазнительные. Так вполне может действовать частная компания, а в России большинство компаний частные. Т.е. я утверждаю, что многие компании, в том числе и великие, осознанно делают вещи, просчитать ROI для которых невозможно или очень затруднительно (действительно просчитать, а не высосать из пальца).

Когда компания Apple за $99 в течение года учит своих клиентов в своих магазинах, делает ли она это для получения прибыли или для повышения лояльности и удовлетворенности обучаемого? Когда любой российский банк проводит обязательное обучение, например по пресловутому ПОД/ФТ (противодействие отмывание денежных средств) – ему нафиг это не нужно, я убежден, что на легализации денег и обналичке банк может заработать много больше денег чем на депозитах пенсионеров :) Но это нужно Центробанку и банк будет учить себе в убыток.

Только не подумайте, что я против выбора при возможности наиболее экономически эффективного решения (и как следствие расчета экономической эффективности), просто не надо «делать из еды культа». Смущают меня написанные всеми большими буквами слова "ЛЮБОЙ" и "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО". Мне кажется, что так можно создать у особо впечатлительных людей ощущение собственной неполноценности - вместо того, чтобы спокойно засыпать услышав похвалы от коллег из бизнеса после завершения работы над очередным заказанным курсом, e-learning специалист будет просыпаться среди ночи в холодном поту с мыслью "А я ведь не посчитал ROI!!!". Спите спокойно :)

И вот еще почему. Я убежден, что не может учебный центр без бизнеса решать и оценивать вопросы экономической эффективности обучения и выбора наиболее оптимальных форм - только вместе. Бизнес может принять решение всех уволить и набрать новых, которые уже все знают. Чем не решение?

Как вам такая ситуация:
- ИТ-администраторы сами посчитали эффект от внедрения EPR-системы, приняли решили внедрить более эффективное программное обеспечение, но сделать это не за 3, а за 8 месяцев. И после принятия решений уведомили об это совет директоров и пользователей
- Хозяйственный департамент рассчитав экономическую эффективность, закупил в переговорную компании стол из Икеи – он надежный и недорогой, и по мнению грузчика Петровича выглядит очень даже неплохо. А сейлам должно быть все равно.
- Дизайнер Петров выбрал для печати буклета о компании бумагу потоньше, а на сэкономленные для компании деньги купил полезных ручек и карандашей

Выглядит странно. Потому, что сервисные подразделения живут в логике ограничений, поставленных бизнесом – по деньгам, ресурсам, аудитории, которая должна быть обслужена, а также задач, которые должны быть решены. Поэтому бизнес и те, кто с ним взаимодействуют (руководитель учебного центра, менеждер проекта по ДО), определяют какие критерии важны в данном учебном проекте и выбирают оптимальную форму (электронный курс, учебный видеофильм, вебинар, тренинг). Если бизнес (обоснованно, разумеется) хочет учиться на Луне, то задача учебного центра, как сервисного подразделения эту задачу выполнять в рамках имеющихся у него средств. Если бизнесу не нужно дистанционное обучение, то и внедрять его не нужно, даже если руководитель учебного центра очень этого хочет.

В конце концов, отвечать за продажи в конкретной торговой точке будет ее директор, а не тренер, проводивший обучения или пед. дизайнер сделавший электронный курс. Именно из линейных менеджеров/экспертов нужно стремиться делать людей повышающих эффективность бизнеса, думающих об оптимизации всех процессов, в том числе и учебных, а не из тренеров и пед. дизайнеров.

Учебный центр, отдел дистанционного обучения и т.п. должы помогать свой экспертизой и знаниями бизнесу в расчете эффективности и выборе наиболее оптимальной стратегии обучения персонала - бизнес может и не знать кто такой Киркпатрик, так надо его научить. Но без фанатизма - видел я консалтинговые проекты в которых стоимость подсчета ROI превышала финансовую выгоду, благодаря которой это ROI был ненулевым :)

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации