Готово ли корпоративное обучение к обучению Взрослых
Корпоративное обучение – это обучение более или менее, но зрелых и состоявшихся людей, которые, в отличие от школьников и даже студентов-очников, располагают куда большей самостоятельностью, опытом и независимостью.
Генетически же, если не обманываюсь, LMS и средства ауторинга скорее вышли из университетской сферы или же подспудно унаследовали классическую педагогическую парадигму. А она далеко не всегда согласуется с декларируемыми и человеколюбивыми принципами HRM и современного импортного менеджмента.
А не «прогнать» ли нам те же LMS, средства разработки курсов и даже само управление HR через «реторту» андрагогики на предмет «соответствия». Удовлетворяют ли они требованиям андрагогики, то есть особенностям обучения взрослых?
Вот основные из этих требований:
1. Взрослый – это не столько обучаемый, сколько обучающийся.
2. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения
3. Взрослый потому и взрослый, что созрел управлять собою сам, жить самостоятельно и своим умом и даже (иногда) норовит добиться самореализации
4. Взрослый охотно обучается лишь для решения важной лично для него проблемы и достижения конкретной цели
5. Взрослый предпочитает опираться на собственные опыт и знания как источник обучения охотнее и скорее, чем на чужие и книжные
6. Процесс обучения взрослого наиболее эффективен, если проходит в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего, а также группового формального и неформального обучения на всех его этапах: диагностики проблем, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции,
7. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и имеющихся у него личностных качеств и способностей на практике
8. Результативность учебной деятельности взрослого в компании в огромной степени зависит от комфортности условий: временных, пространственных, бытовых, профессиональных, властных, кадровых, корпоратив-культурных, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
Короче, некомфортными будут условия обучения или применения изученного – большие тети и дяди будут учиться неохотно, а то роптать на е-L станут, чего доброго.
Если приведенные постулаты верны, можно заметить, что пп. 1-5 потребуют оптимизации некоторых решений в LMS, средствах разработки курсов и в логике создания курсов, создающихся «вручную». Например, в части ветвления курсов, их гибкой настройки на целевую аудиторию, формирования индивидуальной образовательной стратегии обучения, адаптивности обучение, наконец.
П. 6 напрямую указывает, что андрагогика без Web 2.0, диалогового (коммуникативного) и социального обучения ну просто никуда. Взрослые обучаемые готовы к этому по определению. (Если андрагогика не врет, разумеется!) Готовы ли к этому инициаторы корпоративных обучающих программ (заказчики)?
7 и 8-й пункты напрямую завязаны на HRM и даже выше – самое менеджмент. Тут в пору и кейс предложить: соответствует ли положение дел с еL в вашей компании пп. 7-8?
Решения кейса принимаются в виде комментариев к данному посту.