Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

В России есть m-learning!

Как выясняется, общаться с коллегами на семинарах и конференциях бывает полезно. По крайней мере на прошедшем e-learning турнире, я услышал как Тимур Ермаков из компании Билайн кратко упомянул об опыте создания электронного курса для мобильных устройств. Мне это показалось очень интересным, т.к. об m-learning (обучении с помощью мобильных устройств) много говориться, но почти ничего не делается на практике (по крайней мере в России). Я договорился с Тимуром (он кстати на фото, для тех, кто с ним не знаком) о том, что он подробнее расскажет об истории создания курса и пилотного использования курса и ответит на мои вопросы.


История проекта в изложении Тимура:
В октябре 2007 года Билайн Университет вышел к потенциальному бизнес-заказчику (одна из служб по работе с дилерами) с инициативой разработать для сотрудников этого подразделения небольшой электронный курс по продукту Билайн, с возможностью его прохождения на мобильных устройствах. Бизнес-заказчик предложил тему: "Продажа кредитных тарифных планов для физических лиц". Именно этот внутренний продукт на тот период являлся важным в линейке продаж в дилерских салонах связи. В то же время были некоторые сложности с его продажей.

Сотрудники целевой группы проводят минимум своего времени в офисе (всего один день в неделю), все остальное время они находятся "в полях", на встречах, в дилерских салонах и т.д. У всех сотрудников в распоряжении есть корпоративное мобильное устройство КПК HP IPAQ hx 2790. Это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что в часть сотрудников, мотивированных на саморазвитие, готово проходить учебные курсы в дороге, во время ожиданий где-либо и пр.

В период с октября по декабрь совместно с нашим партнером "МедиуМ" был разработан мобильный учебный курс "Продажа кредитных тарифных планов для физических лиц", который впоследствии проходили сотрудники целевой аудитории, вошедшие в фокус-группу (30 человек).

Цель пилота мы сформулировали для себя так:

Основные цели:
- Провести исследование востребованности, эффективности, сильных и слабых сторон данной формы обучения в Вымпелкоме; протестировать техническую составляющую новой формы обучения
- На основании полученных результатов пилота разработать план внедрения новой формы обучения в Компании

Дополнительные цели:
- Достичь учебных целей мобильного курса: познакомить целевую аудиторию с преимуществами кредитных тарифных планов и тем самым повысить мотивацию к его продажам
- Показать преимущества новой формы обучения заказчикам проекта и целевой аудитории, сформировать лояльность у участников пилота к новой форме обучения.

Работа с нашей фокус-группа была разбита на несколько этапов. Вот основные из них:

1. Проведение установочной встречи с участниками фокус-группы. Цели встречи:
- установить мобильный курс на все КПК
- протестировать его работу
- вовлечь и замотивировать участников на обучение
- проинструктировать по процессу
- передать формы обратной связи

2. Проведение пилотного обучения. Мониторинг процесса обучения. Поддержка пользователей

3. Финал обучения: Проведение очной встречи с участниками фокус-группы. Цели встречи:
- собрать устную и формализованную опросниками обратную связь от участников
- формирование лояльности к новой форме обучения у участников

4. Проведение финальной встречи с заказчиками и предметными экспертами. Цели встречи:
- оценить соответствие первоначальных результатов обучения ожиданиям заказчиков
- собрать обратную связь по процессу
- замотивировать заказчиков на наблюдение за долгосрочными эффектами обучения

5. Обработка и анализ всех полученных результатов. Формирование финальной презентации по результатам пилота для руководителей Билайн Университета

Наши основные результаты:

В целом участники фокус-группы позитивно оценили новую форму обучения.
Удобство интерфейса группа оценила по 10-бальной шкале на 8
Удобство обучения в дороге - на 7,7
Перспективность мобильного обучения для своей работы - на 7,5

Значимо выше оценивали удобство и перспективность те сотрудники, которые передвигаются на общественном транспорте, чем те, кто на машинах (что и понятно:)
Было предложено несколько тем подобных курсов, которые их могли бы заинтересовать:
- Английский и русские языки
- Продажи
- Различные справочники для их работы

Участники фокус-группы и особенно их руководители после данного пилота говорили нам, что им все понравилось, однако более насущной потребностью, на их взгляд, является разработка некой базы данных, в которой должны содержаться основные знания, которые им необходимы ежедневно (процедуры, тарифы, описания стандартов, адреса дилеров и пр). База должна легко пополняться и обновляться и что особенно важно, быть доступной с КПК.

Основные выводы и опыт Билайн Университета:
Мы "пощупали" технологию. Увидели ее возможности, поняли, что на Мобильных устройствах учиться можно и нужно. Поняли сильные стороны и ограничения данной формы для нас.
Также осознали, что ярко выраженной потребности в развитии данной формы обучения пока нет. Она либо возникнет позже, либо ее нужно методично формировать:) Есть выраженная потребность в Mobile Knowledge Management, особенно для разъездных сотрудников.
В настоящий момент мы продумываем создания такого мобильного центра знаний.


Ответы Тимура на мои дополнительные вопросы:

АК: Думали ли вы над технологией сбора результатов обучения в LMS?

ТЕ: В этом проекте мы сделали две версии курса. Первая - локальная, для обучения фокус-группы (так как у них - КПК), вторая - сетевая (ради тестирования технологии). По GPRS связывались с сервером Медиума, оттуда скачивали курс и туда же передавали результаты. Все вроде работает, хотя есть желание потестировать еще. Особенно отчетность. Потестируем, расскажу о результатах. О создании внутренней инфраструктуры для полноценной работы M-курсов пока не думали, так как не до конца ясна потребность.

АК: Сколько человек прошло обучение по курсу?

ТЕ: На данный момент - только участники фокус-группы: 30 человек

АК: Пробовали ли вы положить этот курс в общую LMS для просмотра на обычных компьютерах?

ТЕ: Нет, не пробовали. Насколько я понимаю, важно разрешение экран

АК: По итогам пилота Заказчик захотел этот курс в более традиционном виде в LMS или нет?

ТЕ: Нет, не озвучивал даже. Речь шла о том, что курс будет полезен именно в таком виде, для новых сотрудников.

АК: Каковы основные технические проблемы (насколько я помню из твоего выступления) - нет времени учиться для тех кто в машине, трудно работать стилусом с задачами .... что-то забыл?

ТЕ: Все верно:
- За рулем не удобно совсем
- Трудно работать со стилусом во время езды в транспорте - Тряска + нужно держаться одной рукой за поручни :))
- Некоторые участники говорили, что учиться в транспорте сложно в принципе - много отвлекающих факторов (думаю, этот момент зависит от личностных особенностей: кто то легче погружается в чтение (учебу) в транспорте, кто-то постоянно отвлекается). Вроде все.

АК: Может ли этот курс проигрываться на других мобильных устройствах поддерживающих flash lite?

ТЕ: Конкретно этот курс был сделан по операционную систему Win Mobile 2005 и для разрешения 240*320. Насколько я понимаю, эти параметры также важны для работы курса. Хотя, мы с ребятами обсуждали возможность создания курсов и для Symbian.

АК: Можно продемонстрировать несколько скриншотов курса?

ТЕ: Пожалуйста:



PS
Я хочу сказать Тимуру большое спасибо за то, что он нашел время подготовить материал и ответить на вопросы. Мне по крайней мере было интересно...
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями

Адаптация: не так страшно, как кажется. Кейс бренда EKF