Управление самостоятельным освоением материала со стороны тьютора
Практикующие в условиях смешанного обучения (специальность "Веб-дизайн и компьютерная графика") тьюторы Елена Локтева и Светлана Яскевич любезно продолжают знакомить нас с опытом своей деятельности и делятся размышлениями о труде «электронного" преподавателя.
Сегодня они обнародуют свою точку зрения по следующей проблеме:
У тьютора, использующего LMS, едва ли есть возможность в режиме реального времени контролировать процесс самостоятельного овладения материалом. Обычно контролируется лишь результат обучения. Считаете ли Вы такое положение дел нормальным с педагогической точки зрения?
Елена Локтева: Давайте попробуем задуматься, а так ли уж много возможностей контролировать процесс самостоятельного овладения материалом в режиме очного обучения? Когда у меня на занятиях сидит группа из 15-20 человек, каждый за своим компьютером, и за каждым компьютером вершится что-то свое, так ли уж сильно я могу проконтролировать, что слушатель усвоил сам, а что увидел, например, на соседнем мониторе или успел быстренько подглядеть в Интернете? Я не говорю уже о том, что при работе за компьютерами некоторые особо шустрые успевали не только сами сделать работу, но и сохранить результаты по сети в рабочие папки товарищей!
Я тоже контролирую лишь результат. Я уже не говорю про домашние задания, процесс «изготовления» которых для меня, по большому счету, загадка.
А теперь давайте переключимся из компьютерного класса на аудиторию, в которой сидит 50 человек-очников. У скольких из них преподаватель сможет проконтролировать процесс самостоятельного овладения материалом?
Однажды у меня был спор по поводу того, как оценить мою преподавательскую нагрузку на дистанционном обучении, и как оплачивать мою работу. Я стала объяснять, что подсчитать, сколько времени я на это трачу, весьма трудно и что на самом деле я не зарабатываю адекватно затрачиваемым усилиям. Я попыталась объяснить, что только практические работы по компьютерной графике, дизайну, программированию и их подробный разбор с каждым слушателем индивидуально, а затем еще и с группой могут быть адекватным критерием оценки того, что усвоил каждый слушатель-заочник. Так вот в ответ я услышала, что я специально все эти формы контроля ввожу, чтобы набивать себе цену, а на самом деле по любой дисциплине уже давно уровень усвоения знаний легко проверяется обычными тестами. И, следовательно, я на себя все это взвалила только потому, что не умею грамотно тесты составлять.
Так что у всех свои представления о том, что такое нормальный контроль с педагогической точки зрения.
Светлана Яскевич: Самостоятельную работу обучаемых контролировать можно и должно. Она обеспечивается многообразными средствами, приемами и методами. Остановлюсь не тех из них, которые мы используем чаще обычного в своей работе.
Сроки и темп прохождения обучения. Какими средствами это достигается?
К примеру, в конце каждого модуля (темы, занятия и т.п.) (места так называемых "контрольных точек") помещены задания для выполнения. По датам сдачи этих заданий можно выстроить временной график прохождения курса обучаемым.
Можно также четко определить количество времени, отведенное на прохождение всего курса. Такой шаг вынуждает обучаемых выстраивать свою самостоятельную работу в заведомо отведенных временных рамках.
Порядок прохождения модулей курса можно организовать в логике, сходной с предыдущим пунктом. При этом тьютор имеет возможность предложить обучаемому повторить, глубже проработать тот или иной модуль или перейти к конкретной теме.
Объем и глубина в освоении материала. В контрольные задания, к примеру, включаются обязательные для выполнения позиции. Эти позиции-требования генерируются таким образом, чтобы охватывать все основные умения и навыки, формируемые в данном модуле. Затем, анализируя выполненную работу, тьютор видит: какие положения модуля были проработаны, какие пропущены, а какие отработаны не достаточно тщательно.
Объем и качество проработанного материала хорошо контролировать и через полученные отчеты по тестам. Однако достоверны и наглядны они будут в том случае, когда при составлении тестов разработчики формировали вопросы так, чтобы фиксировать усвоение основных "контрольных точек" материала модуля.
Быстро прослеживается уровень и темп выполнения заданий, если ориентироваться на набранное суммарное количество баллов за все выполненные упражнения. В этом случае учащийся изначально не видит всех заданий: следующие переходят в разряд "доступных для выполнения" только в том случае, когда он наберет нужное количество баллов. Имея статистику "видимых" для обучаемых на данное время заданий и общее количество баллов можно оперативно получить картину процесса обучения.
Сегодня они обнародуют свою точку зрения по следующей проблеме:
У тьютора, использующего LMS, едва ли есть возможность в режиме реального времени контролировать процесс самостоятельного овладения материалом. Обычно контролируется лишь результат обучения. Считаете ли Вы такое положение дел нормальным с педагогической точки зрения?
Елена Локтева: Давайте попробуем задуматься, а так ли уж много возможностей контролировать процесс самостоятельного овладения материалом в режиме очного обучения? Когда у меня на занятиях сидит группа из 15-20 человек, каждый за своим компьютером, и за каждым компьютером вершится что-то свое, так ли уж сильно я могу проконтролировать, что слушатель усвоил сам, а что увидел, например, на соседнем мониторе или успел быстренько подглядеть в Интернете? Я не говорю уже о том, что при работе за компьютерами некоторые особо шустрые успевали не только сами сделать работу, но и сохранить результаты по сети в рабочие папки товарищей!
Я тоже контролирую лишь результат. Я уже не говорю про домашние задания, процесс «изготовления» которых для меня, по большому счету, загадка.
А теперь давайте переключимся из компьютерного класса на аудиторию, в которой сидит 50 человек-очников. У скольких из них преподаватель сможет проконтролировать процесс самостоятельного овладения материалом?
Однажды у меня был спор по поводу того, как оценить мою преподавательскую нагрузку на дистанционном обучении, и как оплачивать мою работу. Я стала объяснять, что подсчитать, сколько времени я на это трачу, весьма трудно и что на самом деле я не зарабатываю адекватно затрачиваемым усилиям. Я попыталась объяснить, что только практические работы по компьютерной графике, дизайну, программированию и их подробный разбор с каждым слушателем индивидуально, а затем еще и с группой могут быть адекватным критерием оценки того, что усвоил каждый слушатель-заочник. Так вот в ответ я услышала, что я специально все эти формы контроля ввожу, чтобы набивать себе цену, а на самом деле по любой дисциплине уже давно уровень усвоения знаний легко проверяется обычными тестами. И, следовательно, я на себя все это взвалила только потому, что не умею грамотно тесты составлять.
Так что у всех свои представления о том, что такое нормальный контроль с педагогической точки зрения.
Светлана Яскевич: Самостоятельную работу обучаемых контролировать можно и должно. Она обеспечивается многообразными средствами, приемами и методами. Остановлюсь не тех из них, которые мы используем чаще обычного в своей работе.
Сроки и темп прохождения обучения. Какими средствами это достигается?
К примеру, в конце каждого модуля (темы, занятия и т.п.) (места так называемых "контрольных точек") помещены задания для выполнения. По датам сдачи этих заданий можно выстроить временной график прохождения курса обучаемым.
Можно также четко определить количество времени, отведенное на прохождение всего курса. Такой шаг вынуждает обучаемых выстраивать свою самостоятельную работу в заведомо отведенных временных рамках.
Порядок прохождения модулей курса можно организовать в логике, сходной с предыдущим пунктом. При этом тьютор имеет возможность предложить обучаемому повторить, глубже проработать тот или иной модуль или перейти к конкретной теме.
Объем и глубина в освоении материала. В контрольные задания, к примеру, включаются обязательные для выполнения позиции. Эти позиции-требования генерируются таким образом, чтобы охватывать все основные умения и навыки, формируемые в данном модуле. Затем, анализируя выполненную работу, тьютор видит: какие положения модуля были проработаны, какие пропущены, а какие отработаны не достаточно тщательно.
Объем и качество проработанного материала хорошо контролировать и через полученные отчеты по тестам. Однако достоверны и наглядны они будут в том случае, когда при составлении тестов разработчики формировали вопросы так, чтобы фиксировать усвоение основных "контрольных точек" материала модуля.
Быстро прослеживается уровень и темп выполнения заданий, если ориентироваться на набранное суммарное количество баллов за все выполненные упражнения. В этом случае учащийся изначально не видит всех заданий: следующие переходят в разряд "доступных для выполнения" только в том случае, когда он наберет нужное количество баллов. Имея статистику "видимых" для обучаемых на данное время заданий и общее количество баллов можно оперативно получить картину процесса обучения.
P.S. Благодарю Елену и Светлану за честные ответы и труд, затраченный на их написание. Надеюсь, коллеги, моя благодарность отражает не только мою точку зрения.