Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Вебинар в деле управления знаниями

Широко известна позиция японских исследователей - Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи - о наличии в бизнесе двух видов знаний: знаний компаний и знаний работников. Весьма часто последние имеют скрытую форму, являются неформализованными и передаются стихийно путем индивидуального общения, взаимообучения, а также посредстовом подражания, обучения на образцах или с помощью практических ""житейских" советов.

С точки зрения японских гуру менеджмента, производство знания в компаниях проходит (должно проходить) четыре сменяющих друг друга стадии:
1. Социализация, которая представляет собой предъявление неформализованных знаний и обмен ими. Здесь речь идет о социализации навыков и индивидуальных подходов, наработанных работниками, т.е. обмен опытом.
2. Экстернализация — перевод неформализованных знаний в формализованные.
3. Комбинирование — процесс получения новых знаний на основе имеющихся формализованных знаний (выражается главным образом в обобщении, развития и отрицания знаний, ранее полученных и зафиксированных в различных источниках и документах).
4. Интернализация — преобразование формализованных знаний в неформализованные, то есть в новые способы деятельности (навыки, умения) и их последовательности (стереотипы деятельности).

Не берусь утверждать, что сегодня учебные вебинары способны работать на стадиях 3 и 4. Во всяком случае, подходящие для этого образовательные технологии — целостные и логически завершенные — мне неизвестны.
А вот стадии 1 и 2 вполне «по плечу» учебным вебинарам. С их помощью не составляет большого труда организовать обмен опытом, умело направляемый ведущим, среди сотрудников.
Если ведущий вебинара владеет соответствующей техникой учебной коммуникации, он вовсе не обязан выступать еще и предметным экспертом на 1-й стадии корпоративного порождения знаний.
На 2-й стадии присутствие предметного эксперта желательно. Правда, беда большинства таких экспертов состоит в том, что сами они находятся уже на 4-й стадии, и далеко не все из них способны вернуться на 2-ю (Попросите Валуева научить нокаутировать соперников на он-лайн семинаре). В этих условиях е-тьютор может выступить помощником эксперта, «вытянуть» из него, равно как из иных участников необходимые знания и осуществить их формализацию.

В определенном диапазоне знаний в силах ведущего и без непосредственного участия эксперта формализовать неявные знания. Благо, методик для этого существует немало.

Можно предположить, что в условиях нашего бизнеса работа на стадиях 1 и 2 достаточно ценна и, может быть, сейчас и достаточна для того, чтобы придать процессу управления знаниями стартовый импульс, накопить необходимый для реализации стадий 3 и 4 материал. Эти стадии требуют уже принципиально иного уровня работы — исследовательского — и, соответственно, иных компетенций и иных специалистов.

Похоже, что работа по управлению знаниями на стадиях 1 и, отчасти, 2 может быть делегирована учебным подразделениям компаний. Стадии 3 и 4 едва ли целесообразно поручать им. Специалисты по управлению знаниями сами могут проводить с помощью технологии виртуального класса собственные мероприятия, достигая собственных целей.

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Портал позитивной обратной связи. Кейс Газпромбанка