Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тьютор и преподаватель: какая разница?

В большинстве объемных публикаций по теории ДО авторы (особенно специалисты в сфере высшего и школьного образования) настоятельно выпячивают идею о принципиальном отличии удаленного тьюторинга и классического преподавания. Так ли это? Что думают об этом практики?
В поисках отгадки я вновь обратился к действующими тьюторам, Елене Локтевой и Светлане Яскевич, с вопросом:
1. Какими специфическими профессиональными компетенциями должен обладать тьютор, работающий в дистанционном режиме (в отличие от преподавателя, работающего в учебной аудитории)?

Елена Локтева: Что-то мне подсказывает, что как только я начну их перечислять, станет очевидно, что ничего особо специфического от тьютора-онлайнера не требуется :) Поэтому я просто постараюсь назвать то, что мне кажется обязательным, а уж насколько оно специфическое, не возьмусь судить.
1. Тьютор должен хорошо владеть приемами, мотивирующими к обучению.
2. В дистанционном режиме, с моей точки зрения, больше позволительно и даже уместно неформальное общение, нежели общение в строгом академическом стиле.
3. Тьютор должен быть доброжелательным. Даже если чувствуется, что от студентов идет негатив, должен быстро находить способы его сглаживать и переводить на позитивные рельсы.
4. Тьютор должен быть более внимателен к тому, что он говорит и особенно – к тому, что он пишет. Поскольку довольно много приходится общаться с помощью мессенджеров, форумов и т. п., письменная речь должна быть на хорошем уровне. Как, кстати, и скорость набора. Тьютор, который в режиме реального времени набирает ответ слушателю одним пальцем, в то время, как его уже о чем-то спрашивает еще один слушатель, будет испытывать определенные затруднения.
5. Тьютор должен хорошо владеть информационными технологиями, которые использует для работы в дистанционном режиме. Это не значит, что он должен быть профи во Flash-программировании или 3d-моделировании. Но если он использует в работе LMS, блоги, электронную почту и т.п., должен уметь этим пользоваться, а не звать на помощь каждый раз кого-нибудь, кто приаттачит файлик к ответу для слушателя или добавит новый пост в блоге.
6. Тьютор должен уметь работать в команде.
Во-первых, это позволит ему в полной мере использовать такое преимущество ДО, как возможность привлекать к работе над материалами курсов других специалистов, которые, возможно, довольно удалены от него.
Во-вторых, если тьютор выступает в качестве автора электронного курса, над которым работает еще и группа разработчиков, навыки работы в команде ему очень пригодятся.
В-третьих, для работы со слушателями можно привлечь очень много ресурсов, и эти ресурсы должны постоянно поддерживаться и обновляться. Рано или поздно тьютор может перестать справляться с таким объемом работ, и тогда будет целесообразно пригласить других тьюторов, и разделить с ними задачи по сопровождению курса (например, один тьютор выступает в качестве консультанта на форуме, второй пишет статьи для wiki или блогов и т.п.).
Возможно, я упустила еще какие-то особенности. Буду рада, если кто-то выскажется и добавит свою точку зрения. :)

Светлана Яскевич: Нельзя сказать, что тьютор должен кардинально «отличаться» от преподавателя, работающего в аудитории. Но некоторыми компетенциями он должен владеть в большей степени из-за существующей специфики обучения в дистанционном формате, например:
- виртуозным владением традиционными методиками обучения и их «интерпретациями» в применении к обучению на расстоянии;
- владеть личностно-ориентированными педагогическими технологиями;
- креативностью;
- коммуникабельностью;
- должен быть «открытым» для появляющихся новых технологий.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации