Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Издержки информационного взрыва

Говорят, что человечество переживает информационный взрыв. За обилием информации, мол, нельзя уследить; мир, мол, слишком быстро меняется, и чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Не ясно, бежать куда-то или на месте. Не подскажете?
Коснулся информационный взрыв и дела обучения. За последние десятилетия мимо нас промчались программированное и адаптивное обучение, проблемное и вероятностное обучение, несколько теорий развивающего, концепция поэтапного формирования умственных действий, популярный в нашем блоге педагогический дизайн.
Проявляют активность, особенно в области ДО (особенно в развитых странах), адепты ситуационного, кооперативного обучения, конструктивизма – когнитивизма, диалогического, информационного, методом проектов, социального и коллаборативного обучения, обучения в сотрудничестве… Список можно продолжать еще долго.
Понятно, что практику толком более трех-пяти образовательных технологий, из этих концепций вытекающих, освоить – жизни не хватит. Утешает, что пока число педагогических школ еще не перевалило за 1200-1300, как в психотерапии. Надолго ли, не перегоним ли мы братьев-психологов?
Итогом такой погони за новациями часто становится то, что человек, стремясь угнаться за новинками в итоге профессионально не овладевает ни одним из подходов, обречен быть вечным неофитом. Все равно то, чем он занимается, быстренько устареет, и он, сломя голову, бросится из двух зол выбирать новое, толком не освоив предыдущего. И ответственности никакой, прежнее же само собой, естественным образом якобы устарело и никто в этом не виноват.
Может, в таких условиях стоит приостановиться и сказать: вот мое. Я буду заниматься адаптивным обученим, решит один. Я а коллаборативным, остановится другой, а я провокативным, сделает выбор третий. Ну, я буду окучивать ниву фрейдопедагогики, решится четвертый и т.д. А пятый возьмется за антипедагогику (и такая есть школа, если кто не знает).
Парадокс в том, что, как показывают десятилетия исследований, в конечном итоге между результатами обучения в любой из традиций нет принципиальной, значимой разницы, если учебный процесс поставлен качественно. Может, хватит бегать за образовательными панацеями и ставить эксперименты? Едва ли существует «образовательная панацея», а тем более – десятки этих панацей. Умеешь работать классически – трудись. Нравится дискуссионное обучение – ветер в паруса. Это как минимум.
Как максимум: образованцы-практики должны профессионально владеть несколькими технологиями обучения и применять их в соответствии с ситуацией, вызвавшей потребность в подготовке людей. Для репродуктивного обучения – один метод, для творческого – другой, для навыкового – третий, к примеру. А адаптация этих методов к ситуации обучения (страна, культура, вуз, компания, целевая аудитория и пр.) – поле для выращивания инноваций.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации