Двусмысленные возможности виртуальных классов
На фоне все нарастающих рассуждений и дискуссий о eLearning 1.0 и 2.0 хотелось бы понять, в какой позиции по отношению к ним находятся виртуальные классы.
С одной стороны, в-классы обладают многими признаками 1-го eLearning: они подразумевают вещание одного ко многим, предполагают доминирующую позицию преподающего, его право контролировать и оценивать работу «рядовых» участников. Думается, такой подход к виртуальным классам порожден неискоренимо въевшейся в извилины мозга привычкой мерить обучение аршином лекционно-семинарской системы, безотчетным предпочтением парадигмы преподавания, а не учения.
С другой стороны, основополагающие принципы eLearning 2.0.: взаимообучение, групповая выработка решений, коллективной разум, равноправие формального ведущего (модератора, диспетчера, фасилитатора или как его еще назвать?) с иными участниками и др. вполне могут быть реализованы в рамках учебных мероприятий в виртуальном классе. Еще задолго до возникновения электронного обучения как такового эти принципы реализовывались как в синхронном, так и асинхронном образовании. Точно так же они могут быть воплощены и в инструментальной среде виртуального класса. Благо, соответствующих технологий преподавания накоплено немало.
Для различения eLearning 1.0 и 2.0 у нас сейчас используются главным образом IT критерии. Приложение к возможностям Web 1.0 и Web 2.0 образовательных мерок без особых усилий позволяет обнаружить, что в-классы имеет смысл применять в рамках обоих eLearning. Более того, виртуальные классы способны занять промежуточное положение между ними и даже снимать нестыковки между eLearning 1.0 и 2.0, связанные с различиями обучения на широкую аудиторию и групповым самообучением.
С одной стороны, в-классы обладают многими признаками 1-го eLearning: они подразумевают вещание одного ко многим, предполагают доминирующую позицию преподающего, его право контролировать и оценивать работу «рядовых» участников. Думается, такой подход к виртуальным классам порожден неискоренимо въевшейся в извилины мозга привычкой мерить обучение аршином лекционно-семинарской системы, безотчетным предпочтением парадигмы преподавания, а не учения.
С другой стороны, основополагающие принципы eLearning 2.0.: взаимообучение, групповая выработка решений, коллективной разум, равноправие формального ведущего (модератора, диспетчера, фасилитатора или как его еще назвать?) с иными участниками и др. вполне могут быть реализованы в рамках учебных мероприятий в виртуальном классе. Еще задолго до возникновения электронного обучения как такового эти принципы реализовывались как в синхронном, так и асинхронном образовании. Точно так же они могут быть воплощены и в инструментальной среде виртуального класса. Благо, соответствующих технологий преподавания накоплено немало.
Для различения eLearning 1.0 и 2.0 у нас сейчас используются главным образом IT критерии. Приложение к возможностям Web 1.0 и Web 2.0 образовательных мерок без особых усилий позволяет обнаружить, что в-классы имеет смысл применять в рамках обоих eLearning. Более того, виртуальные классы способны занять промежуточное положение между ними и даже снимать нестыковки между eLearning 1.0 и 2.0, связанные с различиями обучения на широкую аудиторию и групповым самообучением.