Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Форум – орудие тьютора

Продолжаем знакомство с опытом работы тьюторов Светланы Яскевич и Елены Локтевой. В прошлый раз речь шла об использовании мессенждеров в ходе смешанного обучения веб-дизайнеров. Сегодня Елена и Светлана делятся опытом использования форума. Их позиции далеко не всегда совпадают, однако очевидно, что оба тьютора озабочены результативностью учебы своих подопечных и созданием комфортного психологического и учебного климата для них.

1. Какой смысл имеет web-форум в деле смешанной и дистанционной подготовки веб-дизайнеров?
С.Я.:
На мой взгляд, использование форумов в обучении целесообразно с нескольких позиций:
а) для информирования и педагогической поддержки обучающихся;
б) с целью организация технической помощи и поддержки;
в) в качестве инструмента решения текущих учебных задач (обсуждение творческих работ, спорных вопросов, актуальных проблем и т.п., консультация, например, по курсовым работам и т.д.);
г) как средство мотивирования обучающихся.
Е.Л.: Форум – неплохое «место» для общения между участниками учебного процесса. Удобен он, в первую очередь, тем, что позволяет в рамках одного курса создать несколько различных тематических обсуждений. Слушатель, попав на такой форум, легко сориентируется, в рамках какой темы стоит выносить на общий суд возникший у него вопрос. Опять же, если волнующий его вопрос уже поднимался на форуме, ответ на него несложно найти.
В.Н.: Светлана, уточните, пожалуйста, каким образом Вы влияете на мотивацию обучаемых с помощью форума.
С.Я.:
Прежде всего, позитивность реакции на любое действие обучаемых. Сначала отмечается все положительное, на негатив реакция подается в форме размышлений или уточняющих вопросов. Затем, скорость реагирования: чем оперативнее ты поможешь обучаемому, тем больше шансов, что его мотивация не ослабнет, а, наоборот, усилится. И, наконец, прямые побуждения к действию: предложение что-то почитать, попробовать решить проблему иначе, выполнить то или иное задание.

2. Какие разделы имеются на форуме вашей образовательной программы?
Е.Л.: Самые разные. В первую очередь создаются форумы по преподаваемым курсам. Доступ к таким форумам имеют преподаватели, слушатели и менеджеры, работающие с этим курсом.
Например, создается форум, который состоит из следующих тем: «Вопросы по теоретическим материалам», «Вопросы по практическим заданиям», «Вопросы по тестам» и т. п.
Зачастую у слушателей возникают вопросы, не по какому-либо курсу, а, например, по поводу сессии, или по поводу работы с СДО. Для их освещения создаются отдельные форумы, открытые для всех зарегистрированных участников.
С.Я.: Некоторым разделам или темам, которые касаются обсуждения конкретных курсов, учитывая возраст обучаемых и преподающих, я даю неформальные названия, например: «Помоги себе и ближнему своему!», «Внимание, ВОПРОС по ТЕСТУ!», «Творческому заданию - ДА!», «С проблемами, вопросами и достижениями при выполнении лабораторных работ СЮДА!», «Мне нравится!». Была у нас еще рубрика «Мне не нравится», но она себя не оправдала (в течении трех или четырех месяцев в нее не было ни одного сообщения) и была удалена.

3. Как часто, с Вашей точки зрения, обучаемым следует заходить на форум?
Е.Л.: Я вообще не стала бы ставить вопрос так, тем более, когда речь идет о подготовке IT-специалистов.
Дистанционное обучение, в первую очередь, - обучение гибкое. Форум – это инструмент. Каждый волен решить для себя, как часто ему необходим этот инструмент, для чего он его будет использовать
С.Я.: На мой взгляд, очень часто. Я стараюсь внушить своим обучаемым следующие правила:
1. Посещение форума несколько раз в день, чтобы не «отстать от жизни».
2. Проявить себя на форуме.
3. Со всем наболевшим – срочно на форум!
Невооруженным взглядом видно, что эти правила касаются не только обучаемых, но и (в еще большей степени) преподавателей.

4. Как часто обучаемые заходят на форум в действительности? Какие учащиеся наиболее активны, а какие наиболее пассивны или не участвует в форуме вовсе?
Е.Л.: Наши слушатели весьма по-разному применяют форум.
Есть слушатели, которые достаточно активны для того, чтоб не только задавать свои вопросы, но и даже отвечать на вопросы других слушателей, вступать в дискуссии и т. п. Я только приветствую подобную активность, конечно, если она в теме форума и не провоцирует конфликтов.
Есть такие, кто недостаточно активен даже для того, чтобы просто зайти и почитать, что там пишут. Я их не упрекаю в этом, не заставляю посещать.
Я не настаиваю на активном использовании форума слушателями, но сама делаю все для того, чтобы форум не «простаивал», чтоб он жил и развивался. Ведь форум – это средство общения, а общение – это серьезный мотивационный инструмент, при условии, что это общение приносит пользу, что оно интересно, и дает положительные эмоции участникам учебного процесса. Значит, моя задача как модератора – сделать форум интересным, актуальным, побуждающим к общению.
С.Я.: Не так активно, как бы мне хотелось... Как правило, наиболее активны на форуме те, кто активен и в учебном процессе (имеется в виду активность «прохождения» курса и выполнение заданий). Еще один фактор, влияющий на активность – технический (наличие Интернета дома или на работе). Здесь еще имеются трудности.

5. Что потерял бы и что приобрел ваш учебный процесс, если бы web-форума не существовало?
Е.Л.: Потерял бы одно из средств общения и обмена мнениями, опытом.
А если говорить о приобретениях, то отсутствие какого-то инструмента побудило бы искать другие сервисы и формы общения. Не исключено, что в результате можно было бы найти нечто более эффективное, чем форум. Но экспериментировать «на эту тему» я пока не готова :).
С.Я.: Потерял бы:
- важный канал обратной связи;
- хорошее средство организации учебного процесса;
- хорошее средство мотивирования учащихся.
Приобрел?! Разве, потеряв что-то, можно приобрести?! Считаю, что потенциал форумов целиком мной еще не раскрыт. Пока я не в полной мере открыла для себя все возможности, которые предоставляет сервис форума для выстраивания и регулирования учебного процесса. Следует искать и реализовывать иные способы и возможности повышения активности обеих сторон - и тьюторов и обучающихся - на форуме. Самым действенным (как мне видится на сегодняшний день) способом эту самую активность повысить – наполнить форум актуальной, полезной и интересной информацией. Такой, которая гарантировала бы активную работу на форуме.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации