Всякий ли курс (или вебинар) обязан учить?
Время от времени ведущие учебных мероприятий и даже электронные курсы отвлекаются на шутки, "лирически отступления", анекдоты и т.п. В этом нет ничего странного или дурного: поддержание доверительного и комфортного психологического климата в ходе обучения содействует достижению образовательных целей, пожалуй, не в меньшей степени, чем само содержание курса, семинара или тренинга.
Ни целесообразно ли создавать отдельные учебные акты (непременно выступающие как элемент отдельного курса или целостной системы обучения или развития), которые были бы направлены на:
- снятие психологического напряжения (в том числе и путем переживания неприятных моментов с целью ослабления воздействия (отреагирования) "напрягающий" факторов (рис. 1);
- изменение направления мыслей и/или эмоций обучаемых;
- повышение разнообразия учебной обстановки;
- улучшение отношений между преподающим и обучаемыми, самими обучаемыми , минигруппами обучаемых и т.п.?
Лучше всего для воплощения этого подходят, думается, ролевые игры. Время от времени их можно проводить даже ради самой игры, а не сугубо в учебных целях. Такие игры могут создаваться в электронном виде, проводиться в формате особых онлайновых конференций или быть "вкрапленными" фрагментами во вполне серьезном курсе или вебинаре (рис. 2).
Рис. 1. Отреагирование неприятных моментов в ролевой компьютерной игреНи целесообразно ли создавать отдельные учебные акты (непременно выступающие как элемент отдельного курса или целостной системы обучения или развития), которые были бы направлены на:
- снятие психологического напряжения (в том числе и путем переживания неприятных моментов с целью ослабления воздействия (отреагирования) "напрягающий" факторов (рис. 1);
- изменение направления мыслей и/или эмоций обучаемых;
- повышение разнообразия учебной обстановки;
- улучшение отношений между преподающим и обучаемыми, самими обучаемыми , минигруппами обучаемых и т.п.?
Лучше всего для воплощения этого подходят, думается, ролевые игры. Время от времени их можно проводить даже ради самой игры, а не сугубо в учебных целях. Такие игры могут создаваться в электронном виде, проводиться в формате особых онлайновых конференций или быть "вкрапленными" фрагментами во вполне серьезном курсе или вебинаре (рис. 2).
Рис. 2. Упражнение для обсуждения в 3-х ролевых минигруппах (начальники, подчиненные, специалисты по обучению) в ходе вебинара