Дистанционная бизнес-драматургия?
Все более возрастающий интерес к электронным ролевым играм и электронным же тренингам ставит на повестку дня вопрос об идентификации и моделировании эмоций пользователя. При этом средство обучения может как распознавать эмоции пользователя, так и само имитировать эмоции с помощью особых персонажей – агентов. По существу, речь идет о создании человеко-машинных интерфейсов с использованием моделей эмоциональных процессов. Применительно к сфере бизнес-образования подобные интерфейсы как нельзя лучше подходят для изучения управления персоналом, переговоров, публичных устных выступлений, общения с клиентами и покупателями, управления конфликтами, отчасти самоменеджмента (и многому другому).
Уже сегодня средства разработки, оснащенные библиотеками анимированных агентов, без больших проблем позволяют:
- Создавать виртуальные модели человеческой мимики
- Создавать виртуальные модели жестов, осанки и эмоционально окрашенных движений
- «Снабжать» агентов аутентичными их невербальному поведению, а также поведению обучаемого репликами
- Озвучивать агентов, обеспечивая соответствующие интонационные оттенки и семантику их реплик
- Организовывать речевое и жестовое взаимодействие групп агентов, иные интеракции между ними
На повестке дня – управление агентами с помощью голосовых команд пользователя, а также синтез речи агентов.
В обучающей игре, симуляторе или электронном тренинге пользователь управляет действиями и речью одного или нескольких агентов в неких виртуальных обстоятельствах. Многие из таких актов управления по содержанию представляют собой решение кейсов, тестов или проблемных ситуаций, поисковых задач. Решая их, пользователь может перейти к следующему шагу обучения. Продвижение пользователя может быть успешным и неудачным, что разумеется, сопровождается некими эмоциональными переживаниями с его стороны. Все это может преподноситься как «переживание» того или иного агента (Ссылка) .
В среде психотерапевтов, психологов и части педагогов в последнее десятилетие активно проводится мысль, что педагогический опыт может наиболее аутентично фиксироваться, сохраняться и передаваться не в виде теоретических выкладок, а в формах, которые приближаются к художественным произведениям. По существу, ролевые игры, кейсы, бизнес симуляторы – это своего рода драматургические произведения. Не стоим ли мы на пороге создания своего рода учебной бизнес-драматургии? В которых главным действующим лицом «пьес» и даже их режиссером (=менеджером) выступает обучаемый.
Что скажете, коллеги?