Александр Глушков (компания Позитроника) - ответы на ваши вопросы
Некоторое время назад мы опубликовали информацию о системе дистанционного обучения компании Позитроника и предложили вам задать вопросы Александру Глушкову - руководителем отдела оценки, обучения и развития персонала компании MERLION (развивает розничную сеть Позитроника). Ниже - ответы Александра на ваши вопросы. Если вы не найдете в списке вопросов интересующий вас - задайте его в комментариях к этому сообщению.
1. Андрей Балыков, ТренингСофт
Уважаемый Александр, здравствуйте!
Какова, на ваш взгляд, перспектива развития корпоративного электронного обучения в России? Каковы тенденции? В направлении использования какого типа электронных обучающих технологий сместятся приоритеты?
Ответ: Дело в том что, несмотря на «прорыв» в области e-learning в корпоративном секторе, отечественный бизнес только начинают активно использовать технологии дистанционного обучения. В некоторых организациях это все еще дань моде, а не насущная необходимость. Более того, общая культура массового дистанционного обучения далеко не сформировалась. В данной ситуации во многом происходит копирование того, что происходит на Западе. При этом, несмотря на несколько «поучительный» тон западных коллег, признанных «гуру» в области методологии и менеджмента корпоративного дистанционного обучения, продукты и технологии западного происхождения не всегда удачно приживаются на отечественной почве (что, наверное, характерно не только для e-learning…). Появление специалистов в области дистанционного обучения в нашей стране приводит к появлению понимания, что такое разработка курса своими силами, что такое rapid e-learning (вероятно один из самых горячих трендов в области корпоративного e-learning), оценка необходимости заказа курсов у компаний-разработчиков и т.д. Приходит, наконец, понимание того, что не надо слепо копировать модели построения СДО, а стоит понять, какие цели стоят перед этой системой, какие задачи она должна выполнять, соответственно в дальнейшем выбрать, какие именно технологии необходимо использовать в том или ином случае. Таким образом, все зависит исключительно от тех задач, которые стоят перед бизнесом, а значит перед HR службой в области организации корпоративного обучения.
2. Михаил, РУДН и МГППУ
Здравствуйте!
На многочисленных сайтах, посвященных вопросу электронного (дистанционного) обучения, расскрываются только темы "Методика дистанционного обучения" и "Разработка контента для корпоративного обучения" (от 2 часов до 70). Вопрос: Не считаете ли Вы, что в настоящее время отсутствуют систематизированные материалы, связанные с ПОДРОБНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (подготовка и разработка) КОНТЕНТА для СОЗДАНИЯ ПОЛНОЦЕННЫХ ГИПЕРТЕСТОВЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ для ВУЗов? Часто разработка контента, описываемые в статьях, сводится к так называемым "конструкторам курсов", к технической стороне представления подготовленных материалов преподавателем. НО где та описанная технология проектирования контента преподавателем-автором курсов? А ведь работа очень трудоемкая, рутинная и объемная. Почему незаслуженно упущен этот ВАЖНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП? Образовательные учебно-методические и информационно-справочные материалы есть главные компоненты, а ИКТ (в т.ч. редакторы курсов, платформы и т.д.) - суть реализации образовательных целей, задач и содержания курса. И последнее. Ни один редактор курсов не сможет автоматизировать СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ручную и объемную работу автора дисциплины, которую он должен провести, чтобы подготовить полноценный контент (теория, хрестоматийные статьи, библиография, эскизы к статичным иллюстрациям, сценарии к мультимедийным приложениям, персоналии словарь, спроектированная в текстах оптимальная система внутренних и внешних гиперссылок, блок контрольно-практических материалов, сценарии к электронным семинарам и чатам, разработанная система тестов для текущего и итогового контроля, методические рекомендации по освоению и использованию, мониторинг, разработанный сценарий (технология) освоения учебного курса и т.д.). Кто опишет все шаги технологии проектирования каждого учебного компонента, которые в конечном итоге должны органически влиться в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК или в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ и МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) или в понятие ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ???
Ответ: Михаил, спасибо за вопрос, если это можно считать вопросом, скорее комментарием. Я полностью согласен с Вашей точкой зрения касаемо уклона в техническую составляющую в современных изданиях, посвященных e-learning. Действительно, очень мало материалов, посвященных именно методическим вопросам. И это несмотря на те наработки, которые были сделаны еще советской педагогикой. В связи с тем, что современная высшая школа, за редким исключением ничего не делает, для того чтобы развивать это направление: отсутствие базы, отсутствие кадров, способных заниматься разработкой УМК (а скорее отсутствие желания, так что все остальное только лишь отговорки) – в процесс формирования методики активно включился корпоративный сектор, те, кто правильно оценивает необходимость e-learning. Бизнес имеет ресурсы привлечения опытных специалистов, имевших опыт методической работы, в том числе занимавшихся и занимающихся научной деятельностью. В результате именно корпоративный e-learning начал формировать «правила игры», которые, по сути, мало изменились за 15 лет. Я бы несколько по-другому расставил акценты в Вашем комментарии: ГДЕ те люди, которые должны заниматься этими вопросами??? Ответ простой: надо учить и готовить. Вузы это делать не в состоянии (и это не только их вина), так что корпоративный e-learning по прежнему остается сосредоточением наиболее эффективных методик, местом развития всех необходимых бизнесу ресурсов, в том числе и человеческих.
3. Владимир Наумов, фрилансер
Александр, не могли бы Вы поделиться, какие именно требования предъявляются в вашей компании к электронному курсу?
Каковы индикаторы его эффективности?
Каким образом компания добивается "абсолютного соответствия курса запросам целевой аудитории обучающихся"?
Ответ: С точки зрения предъявляемых требований, мы исходим в первую очередь из тех целей, которые стоят перед курсом. Поэтому отсутствует регламентация, связанная с количеством мультимедийных материалов, наличием или отсутствием звукового сопровождения и т.д. Мы используем все доступные нам инструменты, если это нужно, если это позволит добиться поставленной задачи. Есть требования связанные с построением курса, наличием обязательных элементов, таких, например, как контрольные точки для самопроверки. Так же существую требования, связанные с размещением информации на одном экране курса. Кроме этого, учитывая график работы сотрудников, существуют требования связанные с рекомендуемым временем изучения одного курса. Курсы краткосрочные, рекомендуемое время не превышает двух часов. Эффективность курса оценивается на нескольких уровнях, начиная от общего feedback’ а, показателями завершенности курса, заканчивая бизнес-показателями. Цель курсов проста и понятна – повышение производительности, увеличение продаж и т.д. Именно это и оценивается.
Что касается соответствия курса запросам целевой аудитории, то мы при планировании дистанционного обучения придерживаемся тех же принципов и правил, что и при организации очного, велосипед изобретать не нужно, схема ADDIE универсальна. Если обучение планируется и организовывается исходя из действительных потребностей, а не вымышленных пожеланий, то и результат будет соответствующий.
4. Екатерина Меновщикова, АО "Казкоммерцбанк", Казахстан
Добрый день, Александр!
У меня несколько разноплановых вопроса:
1. Расскажите, пожалуйста, подробнее, о тематике преподаваемых курсов.
2. Сколько человек вы обучаете/тестируется в отчетный период (неделя/месяц/квартал)
3. Какова архитектура вашей системы, сколько распределенных серверов вы используете, и каковы технические характеристики используемых серверов.
4. Каких опций в используемой платформе СДО вам не хватает, или WebTutor полностью покрывает все ваши нужды?
Спасибо!
Ответ: Основу нашей библиотеки курсов составляет «продуктовый» контент. Куры, которые направлены на получение знаний в области тех или иных продуктов, которые предлагает розничная сеть: персональные компьютеры, принтеры, ноутбуки, фотоаппараты и т.д. Так же есть курсы, развивающие базовые компетенции сотрудников, например, курс «Стандарты работы магазина ПОЗИТРОНИКА». Для управленческого звена, курсы, связанные с менеджерскими компетенциями.
Немного статистики в рамках Вашего вопроса: 87 распределенных серверов (в роли сервера выступает средней мощности рабочая станция, с подключением к Internet) и их количество постоянно увеличивается с ростом торговых точек. С начала этого года мы добились показателя 2137 чел/курсов. Система построена таким образом, что «толщина» канала связи не влияет на работоспособность системы, настроенная репликация позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения. В связи с тем, что мы активно пользуемся закупленным ПО, а выбор и кастомизация на этапе внедрения системы происходили тщательно, в настоящее время, а так же со среднесрочной перспективой, можно говорить о соответствии ПО нашим потребностям в полном объеме.
5. Дмитрий
Здравствуйте, Александр.
Распределенная схема со множеством филиальных серверов и центральным хранилищем, скорее всего, связана со сложностями настройки филиальных программ. Как были решены проблемы настройки систем в филиалах, обучение сотрудников?
При работе с любой системой возникают вопросы, неточности, ошибки. Какой процент из этих вопросов решается на местах, какой требует помощи корпоративной технической поддержки, и какое количество вопросов перенаправляется разработчикам софта?
Ответ: Действительно, идеального ПО не бывает, учитывая распределенный фактор, риски внедрения и эксплуатации увеличиваются. Для того, что бы избежать проблемы или точнее свести их к минимуму на этапе запуска системы были разработаны инструкции, распределены роли на региональном уровне. В процессе «пилотной» эксплуатации были выявлены «тонкие места». Инструкции переработаны, стала понятна роль первой линии технической поддержки, оказывающей и консультационные услуги. Таким образом, внедрение и обучение происходит удаленно. Закупленный программный продукт не сложен в эксплуатации. Представители в магазинах работают в основном через web-интерфейс, доступный и интуитивно понятный. Сотрудники учебного центра ПОЗИТРОНИКА, каждый из которых отвечает за определенный магазин, постоянно общаются с управляющим магазина, который отвечает за организационную составляющую учебного процесса, а так же могут консультировать и технических специалистов по основным вопросам работы системы. В случае появления более серьезных проблем, вступает в работу первая линия технической поддержки компании MERLION. Большая часть проблем решается на местах уже при обращении к консультантам учебного центра и первой линии технической поддержки, около 10% вопросов перенаправляются поставщику. Этот процент постепенно уменьшается, по мере того как происходит знакомство с программным продуктом в регионе. Мы рекомендуем для лиц, отвечающих за обучение в регионе изучить дистанционный курс, посвященный работе в системе.
6. Игорь, розничная компания
Александр, как Вы мотивируете людей к дистанционному обучению? Они же как я понял сотрудники других организаций.
Ответ: Большое спасибо за вопрос, Игорь, проблема мотивации для дистанционного обучения становится одной из первостепенных. В нашей работе мы предпринимаем усилия в трех направлениях. Во-первых, мы активно работаем с управляющими магазинов, разъясняем и формируем пул лояльных сотрудников. Во-вторых, персонализировано общаемся с сотрудниками, не оставляя без внимания, созданные в рамках системы площадки для обсуждения работы системы, а так же материалы учебных курсов. В-третьих, дистанционное обучение поддерживается традиционным форматом в рамках учебных программ. Все это основывается на принципе соответствия учебных материалов потребностям целевой аудитории. Когда курс востребован, а показатели в нашем случае говорят об этом (более 50 % завершенных курсов) и есть поддержка со стороны управляющих (установлено время и график обучения) можно говорить о том, что задача решается. Естественно для любого дела нужно время, английский газон ровный, потому что его стригут 300 лет.
7. Елена Аристова
Здравствуйте, Александр! Используете ли вы вашу систему обучения для оценки кандидатов в процессе их приема на работу? Если да - Вы используете какие-то стандартные тесты или создавали их сами?
Спасибо заранее.
Ответ: Еще раз хотел бы подчеркнуть, что особенность этой системы – это автоматизация работы с персоналом франчайзинговой торговой сети, соответственно по отношению к пользователям системы мы не являемся работодателем, а договор франшизы в настоящем виде не настолько регламентирует наши отношения с партнером. В настоящий момент в стадии разработки находятся тесты, часть которых войдет в батарею для кандидатов. Компания MERLION при приеме на работу использует стандартные тесты и профессиональные опросники, выявляющие способности кандидатов, главное условие – неклинический характер этих материалов. Развитие самой торговой сети приведет к обязательному использованию этих тестов.
8. Вячеслав Анатольевич, ОГУ
Александр, насколько я понял, в вашей компании используется распределенная система обучения. Технический вопрос, связанный с каналами связи. Очевидно, что далеко не везде по стране они идеальные. Если оставить в стороне модемные соединения, делали ли вы оценки того, какого канала связи (пропускной способности) становится уже недостаточно для обучения с помощью центрального сервера и следует устанавливать локальный сервер?
Ответ: Не вдаваясь в технические подробности вопроса можно смело говорить о необходимости построения распределенной системы, если в качестве контента будет использоваться достаточно богатый мультимедийный материал. Если библиотека будет наполняться только линейными курсами, без аудио и видео материала, можно строить централизованную систему. Мы не оценивали каналы связи, пытаясь понять, сможем мы «пролезть в игольное ушко» или нет. Содержание курсов требовало богатых средств визуализации, кроме этого мы понимали, что на этом развитие технологий не останавливается. К сожалению, развитие каналов связи в регионах будет происходить медленнее, поэтому от централизованной модели отказались сразу же.
9. Михаил Олегович
Уважаемый Александр, добрый день!
У меня к Вам несколько вопросов:
1) По каким критериям Вы выбирали поставщика СДО? Какие системы рассматривали?
2) Как Вы ищете специалистов для разработки электронных курсов? Воспитываете, сманиваете, переквалифицируете штатных тренеров? Какие требования предъявляете к людям?
3) Оценивали ли Вы экономическую эффективность внедрения системы? Если да, то не могли бы Вы привести какие-либо данные.
Ответ: В качестве основных критериев оценки ПО были следующие: масштабируемость, надежность поставщика, поддержка стандартов, наличие адаптированных средств разработки контента, возможности интеграции с другим ПО, наличие пула курсов в комплекте поставки, категория «цена-качество». Проектная группа внедрения системы была хорошо знакома с рынком ПО, поэтому из long-list, в который входило семь наименований систем, мы пришли к двум, причем оба производителя отечественные. В конечном итоге, проведя тестирование, мы остановили свой выбор на системе WebTutor.
Что качается человеческого ресурса, то мы идем по пути развития существующих сотрудников, при этом ищем на рынке специалистов, которые уже имеют опыт подобной работы. В первую очередь, это профессионалы в своей области, работавшие либо в корпоративном секторе, занимаясь внутренней разработкой, или же те, кто занимался разработкой в организациях-провайдерах данных услуг.
Оценка экономической эффективности – наивысшая степень оценки. Пока что прошло слишком мало времени, для того чтобы мы могли говорить о конкретных цифрах. Оценку экономической эффективности стоит проводить не менее чем через 6-8 месяцев после запуска подобной системы. Сейчас мы оцениваем эффективность системы на более низких уровнях, в качестве основных экономических показателей на данном этапе проводится расчет затрат на электронное обучение в сравнении с традиционным. В качестве примера могу сказать, что после завершения «пилотного» проекта, система позволила сэкономить компании 40 000 USD.
1. Андрей Балыков, ТренингСофт
Уважаемый Александр, здравствуйте!
Какова, на ваш взгляд, перспектива развития корпоративного электронного обучения в России? Каковы тенденции? В направлении использования какого типа электронных обучающих технологий сместятся приоритеты?
Ответ: Дело в том что, несмотря на «прорыв» в области e-learning в корпоративном секторе, отечественный бизнес только начинают активно использовать технологии дистанционного обучения. В некоторых организациях это все еще дань моде, а не насущная необходимость. Более того, общая культура массового дистанционного обучения далеко не сформировалась. В данной ситуации во многом происходит копирование того, что происходит на Западе. При этом, несмотря на несколько «поучительный» тон западных коллег, признанных «гуру» в области методологии и менеджмента корпоративного дистанционного обучения, продукты и технологии западного происхождения не всегда удачно приживаются на отечественной почве (что, наверное, характерно не только для e-learning…). Появление специалистов в области дистанционного обучения в нашей стране приводит к появлению понимания, что такое разработка курса своими силами, что такое rapid e-learning (вероятно один из самых горячих трендов в области корпоративного e-learning), оценка необходимости заказа курсов у компаний-разработчиков и т.д. Приходит, наконец, понимание того, что не надо слепо копировать модели построения СДО, а стоит понять, какие цели стоят перед этой системой, какие задачи она должна выполнять, соответственно в дальнейшем выбрать, какие именно технологии необходимо использовать в том или ином случае. Таким образом, все зависит исключительно от тех задач, которые стоят перед бизнесом, а значит перед HR службой в области организации корпоративного обучения.
2. Михаил, РУДН и МГППУ
Здравствуйте!
На многочисленных сайтах, посвященных вопросу электронного (дистанционного) обучения, расскрываются только темы "Методика дистанционного обучения" и "Разработка контента для корпоративного обучения" (от 2 часов до 70). Вопрос: Не считаете ли Вы, что в настоящее время отсутствуют систематизированные материалы, связанные с ПОДРОБНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (подготовка и разработка) КОНТЕНТА для СОЗДАНИЯ ПОЛНОЦЕННЫХ ГИПЕРТЕСТОВЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ для ВУЗов? Часто разработка контента, описываемые в статьях, сводится к так называемым "конструкторам курсов", к технической стороне представления подготовленных материалов преподавателем. НО где та описанная технология проектирования контента преподавателем-автором курсов? А ведь работа очень трудоемкая, рутинная и объемная. Почему незаслуженно упущен этот ВАЖНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП? Образовательные учебно-методические и информационно-справочные материалы есть главные компоненты, а ИКТ (в т.ч. редакторы курсов, платформы и т.д.) - суть реализации образовательных целей, задач и содержания курса. И последнее. Ни один редактор курсов не сможет автоматизировать СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ручную и объемную работу автора дисциплины, которую он должен провести, чтобы подготовить полноценный контент (теория, хрестоматийные статьи, библиография, эскизы к статичным иллюстрациям, сценарии к мультимедийным приложениям, персоналии словарь, спроектированная в текстах оптимальная система внутренних и внешних гиперссылок, блок контрольно-практических материалов, сценарии к электронным семинарам и чатам, разработанная система тестов для текущего и итогового контроля, методические рекомендации по освоению и использованию, мониторинг, разработанный сценарий (технология) освоения учебного курса и т.д.). Кто опишет все шаги технологии проектирования каждого учебного компонента, которые в конечном итоге должны органически влиться в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК или в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ и МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) или в понятие ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ???
Ответ: Михаил, спасибо за вопрос, если это можно считать вопросом, скорее комментарием. Я полностью согласен с Вашей точкой зрения касаемо уклона в техническую составляющую в современных изданиях, посвященных e-learning. Действительно, очень мало материалов, посвященных именно методическим вопросам. И это несмотря на те наработки, которые были сделаны еще советской педагогикой. В связи с тем, что современная высшая школа, за редким исключением ничего не делает, для того чтобы развивать это направление: отсутствие базы, отсутствие кадров, способных заниматься разработкой УМК (а скорее отсутствие желания, так что все остальное только лишь отговорки) – в процесс формирования методики активно включился корпоративный сектор, те, кто правильно оценивает необходимость e-learning. Бизнес имеет ресурсы привлечения опытных специалистов, имевших опыт методической работы, в том числе занимавшихся и занимающихся научной деятельностью. В результате именно корпоративный e-learning начал формировать «правила игры», которые, по сути, мало изменились за 15 лет. Я бы несколько по-другому расставил акценты в Вашем комментарии: ГДЕ те люди, которые должны заниматься этими вопросами??? Ответ простой: надо учить и готовить. Вузы это делать не в состоянии (и это не только их вина), так что корпоративный e-learning по прежнему остается сосредоточением наиболее эффективных методик, местом развития всех необходимых бизнесу ресурсов, в том числе и человеческих.
3. Владимир Наумов, фрилансер
Александр, не могли бы Вы поделиться, какие именно требования предъявляются в вашей компании к электронному курсу?
Каковы индикаторы его эффективности?
Каким образом компания добивается "абсолютного соответствия курса запросам целевой аудитории обучающихся"?
Ответ: С точки зрения предъявляемых требований, мы исходим в первую очередь из тех целей, которые стоят перед курсом. Поэтому отсутствует регламентация, связанная с количеством мультимедийных материалов, наличием или отсутствием звукового сопровождения и т.д. Мы используем все доступные нам инструменты, если это нужно, если это позволит добиться поставленной задачи. Есть требования связанные с построением курса, наличием обязательных элементов, таких, например, как контрольные точки для самопроверки. Так же существую требования, связанные с размещением информации на одном экране курса. Кроме этого, учитывая график работы сотрудников, существуют требования связанные с рекомендуемым временем изучения одного курса. Курсы краткосрочные, рекомендуемое время не превышает двух часов. Эффективность курса оценивается на нескольких уровнях, начиная от общего feedback’ а, показателями завершенности курса, заканчивая бизнес-показателями. Цель курсов проста и понятна – повышение производительности, увеличение продаж и т.д. Именно это и оценивается.
Что касается соответствия курса запросам целевой аудитории, то мы при планировании дистанционного обучения придерживаемся тех же принципов и правил, что и при организации очного, велосипед изобретать не нужно, схема ADDIE универсальна. Если обучение планируется и организовывается исходя из действительных потребностей, а не вымышленных пожеланий, то и результат будет соответствующий.
4. Екатерина Меновщикова, АО "Казкоммерцбанк", Казахстан
Добрый день, Александр!
У меня несколько разноплановых вопроса:
1. Расскажите, пожалуйста, подробнее, о тематике преподаваемых курсов.
2. Сколько человек вы обучаете/тестируется в отчетный период (неделя/месяц/квартал)
3. Какова архитектура вашей системы, сколько распределенных серверов вы используете, и каковы технические характеристики используемых серверов.
4. Каких опций в используемой платформе СДО вам не хватает, или WebTutor полностью покрывает все ваши нужды?
Спасибо!
Ответ: Основу нашей библиотеки курсов составляет «продуктовый» контент. Куры, которые направлены на получение знаний в области тех или иных продуктов, которые предлагает розничная сеть: персональные компьютеры, принтеры, ноутбуки, фотоаппараты и т.д. Так же есть курсы, развивающие базовые компетенции сотрудников, например, курс «Стандарты работы магазина ПОЗИТРОНИКА». Для управленческого звена, курсы, связанные с менеджерскими компетенциями.
Немного статистики в рамках Вашего вопроса: 87 распределенных серверов (в роли сервера выступает средней мощности рабочая станция, с подключением к Internet) и их количество постоянно увеличивается с ростом торговых точек. С начала этого года мы добились показателя 2137 чел/курсов. Система построена таким образом, что «толщина» канала связи не влияет на работоспособность системы, настроенная репликация позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения. В связи с тем, что мы активно пользуемся закупленным ПО, а выбор и кастомизация на этапе внедрения системы происходили тщательно, в настоящее время, а так же со среднесрочной перспективой, можно говорить о соответствии ПО нашим потребностям в полном объеме.
5. Дмитрий
Здравствуйте, Александр.
Распределенная схема со множеством филиальных серверов и центральным хранилищем, скорее всего, связана со сложностями настройки филиальных программ. Как были решены проблемы настройки систем в филиалах, обучение сотрудников?
При работе с любой системой возникают вопросы, неточности, ошибки. Какой процент из этих вопросов решается на местах, какой требует помощи корпоративной технической поддержки, и какое количество вопросов перенаправляется разработчикам софта?
Ответ: Действительно, идеального ПО не бывает, учитывая распределенный фактор, риски внедрения и эксплуатации увеличиваются. Для того, что бы избежать проблемы или точнее свести их к минимуму на этапе запуска системы были разработаны инструкции, распределены роли на региональном уровне. В процессе «пилотной» эксплуатации были выявлены «тонкие места». Инструкции переработаны, стала понятна роль первой линии технической поддержки, оказывающей и консультационные услуги. Таким образом, внедрение и обучение происходит удаленно. Закупленный программный продукт не сложен в эксплуатации. Представители в магазинах работают в основном через web-интерфейс, доступный и интуитивно понятный. Сотрудники учебного центра ПОЗИТРОНИКА, каждый из которых отвечает за определенный магазин, постоянно общаются с управляющим магазина, который отвечает за организационную составляющую учебного процесса, а так же могут консультировать и технических специалистов по основным вопросам работы системы. В случае появления более серьезных проблем, вступает в работу первая линия технической поддержки компании MERLION. Большая часть проблем решается на местах уже при обращении к консультантам учебного центра и первой линии технической поддержки, около 10% вопросов перенаправляются поставщику. Этот процент постепенно уменьшается, по мере того как происходит знакомство с программным продуктом в регионе. Мы рекомендуем для лиц, отвечающих за обучение в регионе изучить дистанционный курс, посвященный работе в системе.
6. Игорь, розничная компания
Александр, как Вы мотивируете людей к дистанционному обучению? Они же как я понял сотрудники других организаций.
Ответ: Большое спасибо за вопрос, Игорь, проблема мотивации для дистанционного обучения становится одной из первостепенных. В нашей работе мы предпринимаем усилия в трех направлениях. Во-первых, мы активно работаем с управляющими магазинов, разъясняем и формируем пул лояльных сотрудников. Во-вторых, персонализировано общаемся с сотрудниками, не оставляя без внимания, созданные в рамках системы площадки для обсуждения работы системы, а так же материалы учебных курсов. В-третьих, дистанционное обучение поддерживается традиционным форматом в рамках учебных программ. Все это основывается на принципе соответствия учебных материалов потребностям целевой аудитории. Когда курс востребован, а показатели в нашем случае говорят об этом (более 50 % завершенных курсов) и есть поддержка со стороны управляющих (установлено время и график обучения) можно говорить о том, что задача решается. Естественно для любого дела нужно время, английский газон ровный, потому что его стригут 300 лет.
7. Елена Аристова
Здравствуйте, Александр! Используете ли вы вашу систему обучения для оценки кандидатов в процессе их приема на работу? Если да - Вы используете какие-то стандартные тесты или создавали их сами?
Спасибо заранее.
Ответ: Еще раз хотел бы подчеркнуть, что особенность этой системы – это автоматизация работы с персоналом франчайзинговой торговой сети, соответственно по отношению к пользователям системы мы не являемся работодателем, а договор франшизы в настоящем виде не настолько регламентирует наши отношения с партнером. В настоящий момент в стадии разработки находятся тесты, часть которых войдет в батарею для кандидатов. Компания MERLION при приеме на работу использует стандартные тесты и профессиональные опросники, выявляющие способности кандидатов, главное условие – неклинический характер этих материалов. Развитие самой торговой сети приведет к обязательному использованию этих тестов.
8. Вячеслав Анатольевич, ОГУ
Александр, насколько я понял, в вашей компании используется распределенная система обучения. Технический вопрос, связанный с каналами связи. Очевидно, что далеко не везде по стране они идеальные. Если оставить в стороне модемные соединения, делали ли вы оценки того, какого канала связи (пропускной способности) становится уже недостаточно для обучения с помощью центрального сервера и следует устанавливать локальный сервер?
Ответ: Не вдаваясь в технические подробности вопроса можно смело говорить о необходимости построения распределенной системы, если в качестве контента будет использоваться достаточно богатый мультимедийный материал. Если библиотека будет наполняться только линейными курсами, без аудио и видео материала, можно строить централизованную систему. Мы не оценивали каналы связи, пытаясь понять, сможем мы «пролезть в игольное ушко» или нет. Содержание курсов требовало богатых средств визуализации, кроме этого мы понимали, что на этом развитие технологий не останавливается. К сожалению, развитие каналов связи в регионах будет происходить медленнее, поэтому от централизованной модели отказались сразу же.
9. Михаил Олегович
Уважаемый Александр, добрый день!
У меня к Вам несколько вопросов:
1) По каким критериям Вы выбирали поставщика СДО? Какие системы рассматривали?
2) Как Вы ищете специалистов для разработки электронных курсов? Воспитываете, сманиваете, переквалифицируете штатных тренеров? Какие требования предъявляете к людям?
3) Оценивали ли Вы экономическую эффективность внедрения системы? Если да, то не могли бы Вы привести какие-либо данные.
Ответ: В качестве основных критериев оценки ПО были следующие: масштабируемость, надежность поставщика, поддержка стандартов, наличие адаптированных средств разработки контента, возможности интеграции с другим ПО, наличие пула курсов в комплекте поставки, категория «цена-качество». Проектная группа внедрения системы была хорошо знакома с рынком ПО, поэтому из long-list, в который входило семь наименований систем, мы пришли к двум, причем оба производителя отечественные. В конечном итоге, проведя тестирование, мы остановили свой выбор на системе WebTutor.
Что качается человеческого ресурса, то мы идем по пути развития существующих сотрудников, при этом ищем на рынке специалистов, которые уже имеют опыт подобной работы. В первую очередь, это профессионалы в своей области, работавшие либо в корпоративном секторе, занимаясь внутренней разработкой, или же те, кто занимался разработкой в организациях-провайдерах данных услуг.
Оценка экономической эффективности – наивысшая степень оценки. Пока что прошло слишком мало времени, для того чтобы мы могли говорить о конкретных цифрах. Оценку экономической эффективности стоит проводить не менее чем через 6-8 месяцев после запуска подобной системы. Сейчас мы оцениваем эффективность системы на более низких уровнях, в качестве основных экономических показателей на данном этапе проводится расчет затрат на электронное обучение в сравнении с традиционным. В качестве примера могу сказать, что после завершения «пилотного» проекта, система позволила сэкономить компании 40 000 USD.