Корпоративное обучение не исчерпывается … собственно обучением
Публикации в этом блоге материалов о применении модели Кирпатрика к оценке эффективности ДО (Ссылка) напомнили об одном любопытном материале (Sam Snoddy, David G. Novick. Post-training support for learning technology), описывающем эксперимент по посттрениговому сопровождению (Ссылка).
Одна их мыслей этого материала состоит в том, что корпоративное обучение имеет три фазы:
Инициирование (в отечественной традиции принято вместо слова «инициирование» употреблять «планирование»)
Собственно обучение (формальное обучение)
Постобучение – закрепление и поддержка приобретенных в ходе формального обучения знаний, навыков и качеств.
Смысл фазы инициирования состоит в выявлении учебных потребностей, идентификации используемых методов, проектировании учебной среды, отбора обучаемых и подготовки тренеров (преподавателей, тьюторов).
Собственно обучение (формальное) — это процесс передачи необходимых данных и способов деятельности, для чего используются соответствующие технологии.
Однако процесс образования не заканчивается в момент завершения формального обучения. Полученные знания и навыки «просятся» быть примененными на практике. Цель постобучения — обеспечить формально обученных технологиями применения полученного багажа. При этом технологии практического применения знаний зачастую принципиально отличны от технологий их усвоения в формальном обучении.
Если довести изложенные в статье мысли до логического завершения, их можно обобщить в такой форме:
РАДИКАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
1. Полноценное корпоративное обучение состоит из трех стадий (линейной последовательности процессов):
Планирование и выбор методики обучения
Формальное обучение
Постобучение
2. Отсутствие любой из этих стадий делает ДО неполноценным
3. От разработчиков курсов следует требовать изложения методики их применения
4. Необходимо создавать не только электронные средства формального обучения, но и электронные инструменты его постучебного сопровождения
Одна их мыслей этого материала состоит в том, что корпоративное обучение имеет три фазы:
Инициирование (в отечественной традиции принято вместо слова «инициирование» употреблять «планирование»)
Собственно обучение (формальное обучение)
Постобучение – закрепление и поддержка приобретенных в ходе формального обучения знаний, навыков и качеств.
Смысл фазы инициирования состоит в выявлении учебных потребностей, идентификации используемых методов, проектировании учебной среды, отбора обучаемых и подготовки тренеров (преподавателей, тьюторов).
Собственно обучение (формальное) — это процесс передачи необходимых данных и способов деятельности, для чего используются соответствующие технологии.
Однако процесс образования не заканчивается в момент завершения формального обучения. Полученные знания и навыки «просятся» быть примененными на практике. Цель постобучения — обеспечить формально обученных технологиями применения полученного багажа. При этом технологии практического применения знаний зачастую принципиально отличны от технологий их усвоения в формальном обучении.
Если довести изложенные в статье мысли до логического завершения, их можно обобщить в такой форме:
РАДИКАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
1. Полноценное корпоративное обучение состоит из трех стадий (линейной последовательности процессов):
Планирование и выбор методики обучения
Формальное обучение
Постобучение
2. Отсутствие любой из этих стадий делает ДО неполноценным
3. От разработчиков курсов следует требовать изложения методики их применения
4. Необходимо создавать не только электронные средства формального обучения, но и электронные инструменты его постучебного сопровождения