Тезисы об интерактивности
1. Интерактивности не бывает много или мало. Либо она есть, либо человек скорее мертв, чем жив.
2. Интерактивность имманентна человеку. Мы постоянно пребываем в диалогах и полилогах. Помимо привычного общения с помощью языка, в интеракции включены эмоции, невербальное поведение. Само социальное поведение есть ответ на какие-то внешние или внутренние вопросы/запросы/потребности/изменения. Даже сновидения — сплошные акты интеракции.
3. В акте интеракции всегда есть минимум один инициатор.
4. Далеко не всегда желание субъекта А вступить во взаимодействие с субъектом В встречает отклик.
5. Интерактивности в электронных средствах обучения должно быть в идеале столько, чтобы она обеспечивала истинную и искреннюю готовность обучаемого к взаимодействию с этим средством, т.е. инициативу к общению.
6. Обеспечение такого взаимодействия достигается за счет использования специальных приемов, назначение которых — спровоцировать инициативу обучаемого к освоению содержания образования.
7. Приемы побуждения обучаемого к интеракциям могут быть насильственными или естественными.
8. С насильственными приемами дело обстоит не так уж и плохо (приказ, поощрение, наказание… ).
9. С естественными приемами пока похуже. Очевидно, что они должны быть ориентированы на управление эмоциональной и ценностной сферами обучаемого (т.е. задевать его за живое). Кроме того, содержание обучения должно содействовать решению актуальных проблем самого обучаемого (т.е. проблемность обучения должна обеспечить инициативу учащегося на овладение его содержанием).
10. Нужно сочинить тезисы о способах а) насильственного и б) естественного побуждения обучаемого к учебным интеракциям в условиях ДО.