Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тезисы о ненасильственной интерактивности

0. На недавнем тренинге, посвященном работе со средством разработки электронных курсов CourseLab, между его участниками возник разговор об использовании корпоративных форумов в интересах дистанционного обучения. Факты приводились разные: форумы не используются, как следует, интерес к ним быстро угасает, на них быстро возникают «клубы по интересам»: байкерские, кошководов; молодых мам и пр. А почему бы и нет? Всякое свободное волеизъявление персонала, если оно находится в рамках приличия и закона, по-моему, заслуживает уважения и поощрения.
Наличие в виртуальном пространстве компании клубов по интересам, при умелом модерировании, скорее пойдет на пользу, а не во вред корпоративной культуре. Однако специалистам учебных центров, естественно, желалось, чтобы площадки для выражения мнений сотрудников напрямую служили образовательным целям. Они недвусмысленно формулировали запрос к разработчикам СДО:
необходимо создать на учебных порталах «место», где осуществлялись бы интеракции между сотрудниками и учебными центрами, с одной стороны, и между обучаемыми друг с другом — с другой. При этом, заметим, обучаемые могут быть действительными обучаемыми, ранее обучавшимися или теми, кому это еще предстоит.
0.1. В этом блоге неоднократно публиковались материалы и ссылки на источники об использовании wiki и блогов в обучении
(Ссылка
Ссылка
и др. )

Пожалуй, пора от констатации факта образовательных возможностей разного рода виртуальных тусовок переходить к исследованию возможностей их использования и, кто знает, создания соответствующего ПО.
1. Блоги, формумы и wiki предоставляют пользователям возможность осуществления свободных интеракций. Однако свобода должна быть управляемой. Эрик Фромм различал два вида свободы: «свободу От» (обязанностей, норм, самоограничений и т.п.) и «свободу Для» (достижения конструктивных целей, реализации созидательных начал). Первый тип свободы носит неуправляемый характер, сродни разнузданному анархизму, другой — является управляемым, поскольку сам ее приверженец добровольно и сознательно берет на себя ответственность за свои действия и их последствия.
2. Следовательно, «места» свободных интеракций в СДО должны быть управляемы.
3. Свободная интерактивность может быть реализована в рамках корпоративного обучения в следующих формах:
- пользователи отвечают на открытые вопросы либо приглашаются к дискуссии
При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы быть актуальными как для сотрудников, так и для компании и, разумеется, отвечать целям бизнеса
- пользователи размещают свои посты в соответствии с заданными правилами
К примеру, им предлагается внести некое предложение, касающееся решения актуального для организационной деятельности противоречия. Свои мысли он оформляет и излагает в соответствии шаблоном:
Опишите противоречие, которое может быть разрешено с помощью Вашего предложения:
Что … …. (место ввода) противоречит чему? … …(место ввода)
Когда противоречие обостриться до предела, произойдет следующее: … …
Противоречие возникло потому, что …
Это противоречие можно разрешить так: … …
или так … ….
или так … …
Если противоречие будет развиваться и разрешаться само собой, это приведет к … …
Процесс разрешения противоречия будет управляем, если … …

- пользователи принимают участие в распределенных играх (индивидуально или в командах)
Приведу в качестве примера несколько бизнес-игр (безотносительно их качества), имеющих хождение в Рунете:
"Брендагочи" (www.brandagochi.com), "Рашка" (www.rashka.ru), Virtonomica (www.virta.ru)
- пользователи решают бизнес-кейсы (индивидуально или в командах)
- пользователи участвуют в корпоративных конкурсах
(индивидуально или в составе подразделений)
- пользователи генерируют информацию, отвечая на специально разработанные системы вопросов — риторические эвристиками /см.: Ссылка /
- пользователи отвечают закрытые вопросы, на которые они не могут не дать индивидуального ответа

В таких вопросах предлагаемые альтернативы исчерпывающим образом описываю предмет, и обучаемому нежно лишь выбрать альтернативу, выражающему его собственную позицию касательно задания

Например:
Укажите свой пол: М Ж
Или сложнее:
Клиент — тинейджер с гребешком на голове, в грязной и рваной одежде, нагрубил вам. Как вы отреагируете на его поведение?
Пассивно
Нейтрально
Агрессивно
(примеры, конечно, не самые показательные, зато наглядно иллюстрируют мысль)

В этих тезисах представлена лишь первая попытка размышлений о целенаправленном использовании форумов, wiki и блогов в интересах корпоративного обучения. Буду благодарен коллегам за предложения и комментарии. Так совместными усилиями мы отыщем новые способы и формы использования "мест для самовыражения обучаемых" в e-learning.

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Репликация и сквозная авторизация: как это работает на примере Академии Ростеха

Подборка кейсов за полгода

Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников страховой компании «Согласие»

Типовые процессы существуют

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации