Как писать контрольные вопросы (часть 1)
Написанное ниже достаточно очевидно, но тем не менее не все задумываются о соблюдении некоторых простых правил при написании контрольных вопросов к тестам. Попробуйте - помогает :)
Простые правила написания контрольных вопросов:
1) Пишите вопросы как можно более простым и понятным языком. Иначе вы проверите не знания, а хорошее понимание конструкций русского языка (что тоже полезно, но возможно не в вашем тесте)
2) Как можно больше слов включайте в текст вопроса - как можно меньше в варианты ответа
3) По возможности избегайте использования в тексте вопроса слова НЕ (Например, "Какие из перечисленных ниже городов не являются столицами старн") . Если это совершенно необходимо, выделяйте слово "не" заглавными буквами, цветом или выделением
4) По возможности предлагайте 4-5 вариантов ответа (включая верный). Меньше или больше стоит предлагать в редких случаях
5) Убедитесь (аргументировано убедите себя), что правильный вариант ответа, который вы предлагаете не только верный, но на самом деле лучший из предлагаемых с точки зрения тестируемого (кажется очевидным, но не всегда реализуется на практике)
6) Формулируйте все варианты ответа в одинаковой грамматической форме (падеже, числе и т.п.) Иначе верный ответ можно легко вычислить.
7) Правильный ответ должен более или менее равномерно распределяться по порядку следования в разных вопросах. Если тестируемый заметит, что как правило вы ставите верный ответ первым - будет не очень здорово (если система тестирования и СДО предлагает такую автоматическую опцию, как WebTutor или Courselab, например - отметьте соответствующую галочку в вопросе)
8) Следите за длинами вариантов ответов - если верный ответ как правило длинее или короче неверных, то тестируемый может угадывать ответ по длине
9) По возможности избегайте слов все, всегда, никогда, иногда в вариантах ответа
10) Используйте в качестве неверных ответов утверждения, которые в целом верны, но не дают правильного ответа на вопрос
11) Если вы знаете типовые ошибки тестируемых - включите их как варианты неверных ответов
12) Если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения в вариантах неверных ответов - используйте их.
13) Не используйте выражение "Все из перечисленных выше ответов верны/неверны" в качестве правильного ответа - если обучаемый найдет хотя бы два верных ответа он поймет, что надо выбирать этот вариант (это верно для вопроса с одним правильным вариантом ответа)
14) Избегайте вариантов ответа типа "верны А и Б" или "верны А и Б, но не верся В и Г" - в этом случае вы будете тестировать логическое мышление, а не знания
15) Если в следовании вариантов ответа можно найти какую-то логику (например, это годы), то лучше расположить их в каком-то порядке - по возрастанию или убыванию, а не в случайном порядке
16) Убедитесь, что правильный ответ на один из вопросов теста не является подсказкой для ответа на другие вопросы. Например, в одном вопросе вы спросили "В каком году А.С. Пушкин написал Капитанскую дочку". Глупо после этого спрашивать кто написал Капитанскую дочку - Пушкин или Лермонтов :)
Советы с 4 по 16 относятся к вопросам на выбор варианта из списка предложенных (multiple choice)
Продолжение следует...
Простые правила написания контрольных вопросов:
1) Пишите вопросы как можно более простым и понятным языком. Иначе вы проверите не знания, а хорошее понимание конструкций русского языка (что тоже полезно, но возможно не в вашем тесте)
2) Как можно больше слов включайте в текст вопроса - как можно меньше в варианты ответа
3) По возможности избегайте использования в тексте вопроса слова НЕ (Например, "Какие из перечисленных ниже городов не являются столицами старн") . Если это совершенно необходимо, выделяйте слово "не" заглавными буквами, цветом или выделением
4) По возможности предлагайте 4-5 вариантов ответа (включая верный). Меньше или больше стоит предлагать в редких случаях
5) Убедитесь (аргументировано убедите себя), что правильный вариант ответа, который вы предлагаете не только верный, но на самом деле лучший из предлагаемых с точки зрения тестируемого (кажется очевидным, но не всегда реализуется на практике)
6) Формулируйте все варианты ответа в одинаковой грамматической форме (падеже, числе и т.п.) Иначе верный ответ можно легко вычислить.
7) Правильный ответ должен более или менее равномерно распределяться по порядку следования в разных вопросах. Если тестируемый заметит, что как правило вы ставите верный ответ первым - будет не очень здорово (если система тестирования и СДО предлагает такую автоматическую опцию, как WebTutor или Courselab, например - отметьте соответствующую галочку в вопросе)
8) Следите за длинами вариантов ответов - если верный ответ как правило длинее или короче неверных, то тестируемый может угадывать ответ по длине
9) По возможности избегайте слов все, всегда, никогда, иногда в вариантах ответа
10) Используйте в качестве неверных ответов утверждения, которые в целом верны, но не дают правильного ответа на вопрос
11) Если вы знаете типовые ошибки тестируемых - включите их как варианты неверных ответов
12) Если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения в вариантах неверных ответов - используйте их.
13) Не используйте выражение "Все из перечисленных выше ответов верны/неверны" в качестве правильного ответа - если обучаемый найдет хотя бы два верных ответа он поймет, что надо выбирать этот вариант (это верно для вопроса с одним правильным вариантом ответа)
14) Избегайте вариантов ответа типа "верны А и Б" или "верны А и Б, но не верся В и Г" - в этом случае вы будете тестировать логическое мышление, а не знания
15) Если в следовании вариантов ответа можно найти какую-то логику (например, это годы), то лучше расположить их в каком-то порядке - по возрастанию или убыванию, а не в случайном порядке
16) Убедитесь, что правильный ответ на один из вопросов теста не является подсказкой для ответа на другие вопросы. Например, в одном вопросе вы спросили "В каком году А.С. Пушкин написал Капитанскую дочку". Глупо после этого спрашивать кто написал Капитанскую дочку - Пушкин или Лермонтов :)
Советы с 4 по 16 относятся к вопросам на выбор варианта из списка предложенных (multiple choice)
Продолжение следует...