Использование пресуппозиций для инспирирования желаемого поведения
Пресуппозиции — это предположения, допущения, из которых как из кирпичиков строится «здание» высказывания.
Например, высказывание «Васильев, вы планируете быть на сегодняшнем вечернем заседании?» предполагает следующий факт: на сегодняшний вечер запланировано заседание.
Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение), Наущение, внушение, побуждение извне, подстрекательство (инспирированный — внушенный извне).
Например, вопрос «Не могли бы вы закрыть окно?» по сути не является вопросом, поскольку предполагает не ответ «Да могу», а действие по закрыванию окна.
При составлении текста обучающего курса автору важно не только дать обучающемуся знание о некой технологии, не только предоставить возможность отработать эту технологию в формате выполнения практических заданий или работы с симулятором, но и мотивировать обучающегося к применению изученной технологии в его рабочей обстановке.
Правильно, когда знание не развеивается за порогом учебной аудитории или компьютерного класса, а находит применение в трудовых буднях. Например, знание правил делового комплимента и виртуозное умение составлять их бесполезно, если человек во время переговоров никогда не вспоминает о том, что сейчас самое время для комплимента. Значит, в тексте учебного курса должны быть вставки, «перекидывающие мостик» между обучением и рабочей действительностью. Причем, поскольку нам не известны обстоятельства в которых будет использоваться изучаемый материал, директивы по его использованию должны проводится в формате милтон-процедуры (термин введен А.Ситниковым в 1992 году): использования слов-знаков, не имеющих однозначного аналогового наполнения, позволяющего обучающемуся понимать использованные автором курса слова в максимально субъективном виде, без внесения внешних, чужих конкретных образов.
Одним из приемов проведения милтон-процедуры является использование пресуппозиций, несколько вариантов которых мы рассмотрим ниже:
1. Использование подчиненных предложений, указывающее на время
Мы сообщаем, что ожидаем некоторое поведение от обучающихся, формулируя это с помощью слов: «до того как», «в течение», «по мере того как», «а затем», «прежде чем», «когда», «в то время как» и т.д.
Пример: «Когда на ближайших переговорах, где сложится ситуация аналогичная описанной, вы будете применять технологию „Взламывающие вопросы“, оцените насколько более защищенным вы будете себя при этом чувствовать».
2. Использование порядковых числительных
Перенос внимания на обсуждение порядка, первенствования, последовательности событий вместо рассмотрения возможностей их реализации.
Пример: «Первый, кто приступит к внедрению принципа „Контроль у источника“, получит преимущество перед остальными за счет экономии на затратах по устранению брака».
3. Использование «или» для формирования ложного выбора
Предлагается выбор альтернативы действия, что снимает вопрос «делать или нет» обсуждением «как именно делать».
Пример: «Вы можете применять технику „Вам важно“ сразу на переговорах по отношению к агрессивно настроенному партнеру или предварительно „потренировавшись“ на коллегах».
4. Предписание осознания
Вопрос, маскирующийся под вопрос „о наблюдательности“ замещает обсуждение реальности инсперируемого действия.
Пример: «Интересно, замечаете ли вы, как именно в переговорах вами используются правила делового комплимента».
5. Снятие нагрузки со значащей фразы
Предложение действия прячется среди высказываний, с которыми обучающийся практически наверняка будет согласен. Для формулирования обрамления значащей фразы может быть использован формат вопроса: «интересно ли», «удивительно ли», «приятно ли», «как глубоко», «насколько важно» и т.п.
Пример: «Интересно, достаточно ли вы цените свое рабочее время и время ваших сотрудников, чтобы сделать обязательными для всех правила проведения эффективного совещания».
6. Предположение существования программируемого действия
Ожидаемое действие подается как естественное и уже выполняющееся обучающемся с некоторым уровнем мастерства. Этим снимаются психологическая защита: человека не просят делать что-то принципиально новое, его не переделывают, а предлагают еще более эффективно выполнять то, что он уже и так делает. Это может производится с помощью глаголов и наречий, относящихся ко времени: «начинать», «кончать», «завершать», «приступать», «продолжать», «развиваться», «уже», «еще», «все еще», «сверх того» и т.п.
Пример: «Используя изложенные в этой главе правила, вы будете продолжать делегирование полномочий еще более эффективным образом».
7. Комментарий методом пропущенного условия
Акцент переносится с собственно предлагаемого действия на комментирование обстоятельств. Такое комментирование может производится с помощью прилагательных и наречий: «удачно», «к счастью», «хорошо, что» и т.д.
Пример: «К счастью, вы уже знаете, что для установления контакта с агрессивно настроенным партнером вам стоит использовать техники управления базовыми личностными реакциями (БЛР)».
8. Моделирование должного выбора с помощью универсальных качественных определений
Предоставляется выбор средства реализации предполагаемого действия. Для этого используются слова: «все», «любой», «каждый», «никогда», «никто», «всегда» и пр.
Пример: «Любой из приведенных способов хорош для того, чтобы вы могли организовать эффективный сбор данных для вашего проекта».
Например, высказывание «Васильев, вы планируете быть на сегодняшнем вечернем заседании?» предполагает следующий факт: на сегодняшний вечер запланировано заседание.
Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение), Наущение, внушение, побуждение извне, подстрекательство (инспирированный — внушенный извне).
Например, вопрос «Не могли бы вы закрыть окно?» по сути не является вопросом, поскольку предполагает не ответ «Да могу», а действие по закрыванию окна.
При составлении текста обучающего курса автору важно не только дать обучающемуся знание о некой технологии, не только предоставить возможность отработать эту технологию в формате выполнения практических заданий или работы с симулятором, но и мотивировать обучающегося к применению изученной технологии в его рабочей обстановке.
Правильно, когда знание не развеивается за порогом учебной аудитории или компьютерного класса, а находит применение в трудовых буднях. Например, знание правил делового комплимента и виртуозное умение составлять их бесполезно, если человек во время переговоров никогда не вспоминает о том, что сейчас самое время для комплимента. Значит, в тексте учебного курса должны быть вставки, «перекидывающие мостик» между обучением и рабочей действительностью. Причем, поскольку нам не известны обстоятельства в которых будет использоваться изучаемый материал, директивы по его использованию должны проводится в формате милтон-процедуры (термин введен А.Ситниковым в 1992 году): использования слов-знаков, не имеющих однозначного аналогового наполнения, позволяющего обучающемуся понимать использованные автором курса слова в максимально субъективном виде, без внесения внешних, чужих конкретных образов.
Одним из приемов проведения милтон-процедуры является использование пресуппозиций, несколько вариантов которых мы рассмотрим ниже:
1. Использование подчиненных предложений, указывающее на время
Мы сообщаем, что ожидаем некоторое поведение от обучающихся, формулируя это с помощью слов: «до того как», «в течение», «по мере того как», «а затем», «прежде чем», «когда», «в то время как» и т.д.
Пример: «Когда на ближайших переговорах, где сложится ситуация аналогичная описанной, вы будете применять технологию „Взламывающие вопросы“, оцените насколько более защищенным вы будете себя при этом чувствовать».
2. Использование порядковых числительных
Перенос внимания на обсуждение порядка, первенствования, последовательности событий вместо рассмотрения возможностей их реализации.
Пример: «Первый, кто приступит к внедрению принципа „Контроль у источника“, получит преимущество перед остальными за счет экономии на затратах по устранению брака».
3. Использование «или» для формирования ложного выбора
Предлагается выбор альтернативы действия, что снимает вопрос «делать или нет» обсуждением «как именно делать».
Пример: «Вы можете применять технику „Вам важно“ сразу на переговорах по отношению к агрессивно настроенному партнеру или предварительно „потренировавшись“ на коллегах».
4. Предписание осознания
Вопрос, маскирующийся под вопрос „о наблюдательности“ замещает обсуждение реальности инсперируемого действия.
Пример: «Интересно, замечаете ли вы, как именно в переговорах вами используются правила делового комплимента».
5. Снятие нагрузки со значащей фразы
Предложение действия прячется среди высказываний, с которыми обучающийся практически наверняка будет согласен. Для формулирования обрамления значащей фразы может быть использован формат вопроса: «интересно ли», «удивительно ли», «приятно ли», «как глубоко», «насколько важно» и т.п.
Пример: «Интересно, достаточно ли вы цените свое рабочее время и время ваших сотрудников, чтобы сделать обязательными для всех правила проведения эффективного совещания».
6. Предположение существования программируемого действия
Ожидаемое действие подается как естественное и уже выполняющееся обучающемся с некоторым уровнем мастерства. Этим снимаются психологическая защита: человека не просят делать что-то принципиально новое, его не переделывают, а предлагают еще более эффективно выполнять то, что он уже и так делает. Это может производится с помощью глаголов и наречий, относящихся ко времени: «начинать», «кончать», «завершать», «приступать», «продолжать», «развиваться», «уже», «еще», «все еще», «сверх того» и т.п.
Пример: «Используя изложенные в этой главе правила, вы будете продолжать делегирование полномочий еще более эффективным образом».
7. Комментарий методом пропущенного условия
Акцент переносится с собственно предлагаемого действия на комментирование обстоятельств. Такое комментирование может производится с помощью прилагательных и наречий: «удачно», «к счастью», «хорошо, что» и т.д.
Пример: «К счастью, вы уже знаете, что для установления контакта с агрессивно настроенным партнером вам стоит использовать техники управления базовыми личностными реакциями (БЛР)».
8. Моделирование должного выбора с помощью универсальных качественных определений
Предоставляется выбор средства реализации предполагаемого действия. Для этого используются слова: «все», «любой», «каждый», «никогда», «никто», «всегда» и пр.
Пример: «Любой из приведенных способов хорош для того, чтобы вы могли организовать эффективный сбор данных для вашего проекта».