Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Озвучивание учебных курсов: подводные камни

Нужно ли озвучивать электронные учебные курсы? Разумеется, наши обучаемые умеют читать, но также известно, что услышанное многими запоминается лучше, чем прочитанное (например, ваш покорный слуга - в их числе, еще в школе почти не читал учебники, но всегда слушал учителей на уроках). Поэтому во многих случаях (возможно, за исключением курсов, где и без этого достаточно "живых" демонстраций и интерактива) озвучивание помогает "оживить" курс, что многим поможет лучше его усвоить.

Просто ли озвучить курс? Казалось бы, чего проще - взял простенький компьютерный микрофон, коих сейчас продается великое множество за смешные деньги, и наговорил туда текст курса. Можно попробовать. Но можно воспользоваться и нашим опытом. Вот что мы прояснили для себя из многолетнего опыта создания озвученных курсов:

1. Нужен диктор (или дикторы, если подразумевается и ролевое озвучивание). Профессиональный диктор с хорошо поставленным ровным голосом и дикцией, умеющий правильно расставлять акценты в предложениях и правильно делать вдохи между фразами (да-да, вплоть до таких мелочей!). Попробуйте сами записать себя в роли диктора и Вы поймете, что это не так просто как кажется. Хотя, зачастую в роли такого диктора может выступить, например, профессиональный тренер вашего учебного центра - хорошая дикция является частью его профессии.

2. Диктор не должен "пропасть". Представьте, что через год Вы внесли изменения в курс и Вам надо переозвучить часть текста. Согласитесь, будет странно, если часть текста в курсе будет произнесена совсем другим голосом? Следовательно, выбирая дикторов, нужно рассчитывать на долгосрочную доступность его голоса.

3. Где записывать голос? Обратиться в студию или позвать диктора к себе? У каждого решения есть преимущества и недостатки.
Студия гарантированно выдаст нужную Вам фонограмму хорошего качества, но ей надо за это платить (впрочем, расценки можно найти вполне разумные). Кроме того (и это, вобщем-то, довольно серьезный минус), в этом случае Вы не можете выступить в роли режиссера записи, не можете подсказать диктору, где лучше расставить акценты (конечно, можно забраковать запись постфактум, но это, как минимум, лишние траты времени).
Для того же, чтобы записывать звук самому, понадобится приобретение в музыкальном магазине хорошего оборудования и программного обеспечения (по меркам музыкантов, конечно, весьма среднего, но достаточного для записи и обработки голоса). Понадобится, как минимум, микрофон(ы) (лучше направленный, чтобы отсеивать посторонние звуки, например, с кардиоидной характеристикой направленности), хорошая карта оцифровки звука (те, что встроены в большинство компьютеров, довольно сильно "фонят" и это будет слышно на записи), стойка для него (например, настольная - держать микрофон в руке нельзя - будут шуршания от "перехватов"). Наконец, программное обеспечение, которое сможет "очистить" звук, выровнять его по громкости и тембру, нарезать его на кусочки и сохранить в нужном формате для вставки в курс (примером может служить, скажем, SoundForge компании SonicFoundry). Да, и самое главное, понадобится человек, который умеет со всем этим управляться. Простой тест: если слово "компрессор" вызывает у Вас ассоциацию только с шумным агрегатом, подающим сжатый воздух к отбойным молоткам, то Вы скорее всего не этот человек :)
Таким образом, запись в студии - гарантированное качество, но бОльшие затраты, запись "у себя" оправдана только если Вы планируете озвучивать действительно много курсов - тогда Вы сэкономите в долгосрочной перспективе.

4. Формат звука для курсов. Студия обычно выдает "исходный" звук, который записан в формате WAV или AIFF - без потери качества. Эти форматы могут быть проиграны в Windows Media Player и, следовательно, в курсе. Однако "весят" такие файлы ОЧЕНЬ много. Обычно для курсов используют форматы со сжатием и понижением качества (как правило, mp3 или Flash, использующий, впрочем тот же алгоритм сжатия, но "упакованный" во Flash-ролик). Какую степень сжатия следует установить? На наш взгляд, компромиссом между качеством звука и размером файла является значение битрейта 48-64kbps. Дополнительное замечание: наши наблюдения показывают, что звук проигрывается с помощью Flash Player в целом стабильнее, чем с помощью Windows Media Player (не хуже и не лучше - просто у пользователей возникает меньше проблем). Поэтому, если у Вас в курсе все равно есть Flash-ролики (т.е. Flash Player все равно должен быть установлен на компьютере пользователя), то использование звука в формате Flash несколько предпочтительнее.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации

Теория программированного обучения Э.Л.Торндайка и Б.Ф.Скиннера