Неформальное обучение - 80% результатов, 20% затрат??
Некоторое время назад группа "гуру" мирового e-learning (Clark Aldrich, Donald Clark, Tony Karrer) и примкнувшие к ним любопытствующие, на страницах LearningCircuits Blog вступила в жаркую дискуссию по поводу соотношения отдачи от формального и неформального обучения и затрат на них. Отткуда "растут ноги" у этого обсуждения? Более или менее очевидно что доля неформального обучения в компаниях очень велика. К сожалению точно померить ее не удается, но по известным результатам опросов 70-90% необходимых для работы знаний и навыков сотрудники получают не в учебном классе, а от коллеги, сидящего за соседним компьютером, в курилке, от более опытного коллеги за обедом, по дороге домой и т.п.
При этом не менее 80% средств (это на Западе), а у нас думаю все 100% инвестируются только в формальное обучение (тренинги, семинары, электронные курсы). Есть явное противоречие - 80% знаний (в среднем по экспертной оценке) получены из источников на которые не тратится ничего и только 20% знаний получены в результате формализованных действий корпоративных учебных центров. Правда есть мнения, что с точки зрения затрат все наоборот - см. рисунок :)
Вывод который можно сделать из этого нехитрого рассуждения (если с ним разумеется согласиться) - стоит задуматься об инвестициях в инструменты, улучшающие и упрощающие неформальный обмен знаниями между сотрудниками и позволяющие в какой-то степени сделать неформальные знания более широко доступными (например, переход от общения по электронной почте между 2 людьми, доступный только участникам переписки, к совместному редактированию документа в wiki делает знания полученные в ходе совместной работы доступными всем).
Именно поэтому оценка соотношения и затрат вызвает такой интерес - это главный инструмент для аргументации в пользу новых идей и технологий. Ваше мнение??
При этом не менее 80% средств (это на Западе), а у нас думаю все 100% инвестируются только в формальное обучение (тренинги, семинары, электронные курсы). Есть явное противоречие - 80% знаний (в среднем по экспертной оценке) получены из источников на которые не тратится ничего и только 20% знаний получены в результате формализованных действий корпоративных учебных центров. Правда есть мнения, что с точки зрения затрат все наоборот - см. рисунок :)
Вывод который можно сделать из этого нехитрого рассуждения (если с ним разумеется согласиться) - стоит задуматься об инвестициях в инструменты, улучшающие и упрощающие неформальный обмен знаниями между сотрудниками и позволяющие в какой-то степени сделать неформальные знания более широко доступными (например, переход от общения по электронной почте между 2 людьми, доступный только участникам переписки, к совместному редактированию документа в wiki делает знания полученные в ходе совместной работы доступными всем).
Именно поэтому оценка соотношения и затрат вызвает такой интерес - это главный инструмент для аргументации в пользу новых идей и технологий. Ваше мнение??