ДЕРЕВО ДИАЛОГА В ГОЛВАХ ОБУЧАЕМЫХ (часть 2)
Под интеллектом разумеется способность некой системы решать задачи путем получения, сохранения и переработки знаний на основе наличных опыта и знаний, в ходе обучения и адаптации к среде.
Факт: современные обучающие системы (и учебные курсы как их элемент) интеллектом не обладают, однако при этом имеют наглость требовать его присутствия у обучаемых. Никто как будто не замечает, что безынтеллектуальная система управляет интеллектуальной сферой обучаемых. Парадокс?! А никакого парадокса в действительности нет, поскольку при e-learning мы имеем дело не с PC и обучаемым порознь, а с эмерджентной человеко-машинной системой, функции элементов которой распределены и при этом подчиняются принципу дополнительности. Машина добросовестно выполняет свои алгоритмы, заранее решенные (стандартные) кем-то, а обучаемый — ищет алгоритмы решения новых для себя задач. Такое обучение может быть квалифицировано как творческое, развивающие и т.п., поскольку в голове обучаемого начинает расти дерево диалога между имеющимися знаниями/опытом и новыми их смыслами, задаваемыми учебной ситуацией. Главное, чтобы это диалог вел к получению неизвестного заранее способа решения. Конечная цель такого обучения — научить сотрудника порождению алгоритмов. Готова ли к этому теория корпоративного обучения? По-моему, только приготовляется готовиться…
Мыслится, что применительно к ДО исследования искусственного интеллекта могут оказаться весьма продуктивным, поскольку:
- задачи, стоящие перед разработчиками ИИ и разработчиками учебных курсов частично совпадают;
- в категориях ИИ могут рассматриваться не только сугубо машинные, но и человеко-машинные системы;
- идеи и практические наработки, направленные на обучение машин мыслить, могут оказаться продуктивными также для обучения тому же людей.
Нечто, получившее идентификационный ярлык «искусственный интеллект» — не более чем симулякр. Копия копии. Внепонятийное средство фиксации опыта. Точная копия никогда не существовавшего оригинала. В силу этого в контексте корпоративного e-learning следует рассматривать этот симулякр как мощное эвристическое средство. Результатом его использования могут стать такие курсы ДО или, скромнее, такие приемы обучения, что персонал научится целенаправленно преобразовывать свои и чужие знания + свой опыт с целью решения неформализованных задач. Нужен ли такой ИИ нашему бизнесу, не рановато ли?
Продолжение последует …