Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

ДЕРЕВО ДИАЛОГА В ГОЛВАХ ОБУЧАЕМЫХ (часть 2)

Под интеллектом разумеется способность некой системы решать задачи путем получения, сохранения и переработки знаний на основе наличных опыта и знаний, в ходе обучения и адаптации к среде.

Факт: современные обучающие системы (и учебные курсы как их элемент) интеллектом не обладают, однако при этом имеют наглость требовать его присутствия у обучаемых. Никто как будто не замечает, что безынтеллектуальная система управляет интеллектуальной сферой обучаемых. Парадокс?! А никакого парадокса в действительности нет, поскольку при e-learning мы имеем дело не с PC и обучаемым порознь, а с эмерджентной человеко-машинной системой, функции элементов которой распределены и при этом подчиняются принципу дополнительности. Машина добросовестно выполняет свои алгоритмы, заранее решенные (стандартные) кем-то, а обучаемый — ищет алгоритмы решения новых для себя задач. Такое обучение может быть квалифицировано как творческое, развивающие и т.п., поскольку в голове обучаемого начинает расти дерево диалога между имеющимися знаниями/опытом и новыми их смыслами, задаваемыми учебной ситуацией. Главное, чтобы это диалог вел к получению неизвестного заранее способа решения. Конечная цель такого обучения — научить сотрудника порождению алгоритмов. Готова ли к этому теория корпоративного обучения? По-моему, только приготовляется готовиться…

Мыслится, что применительно к ДО исследования искусственного интеллекта могут оказаться весьма продуктивным, поскольку:
- задачи, стоящие перед разработчиками ИИ и разработчиками учебных курсов частично совпадают;
- в категориях ИИ могут рассматриваться не только сугубо машинные, но и человеко-машинные системы;
- идеи и практические наработки, направленные на обучение машин мыслить, могут оказаться продуктивными также для обучения тому же людей.

Нечто, получившее идентификационный ярлык «искусственный интеллект» — не более чем симулякр. Копия копии. Внепонятийное средство фиксации опыта. Точная копия никогда не существовавшего оригинала. В силу этого в контексте корпоративного e-learning следует рассматривать этот симулякр как мощное эвристическое средство. Результатом его использования могут стать такие курсы ДО или, скромнее, такие приемы обучения, что персонал научится целенаправленно преобразовывать свои и чужие знания + свой опыт с целью решения неформализованных задач. Нужен ли такой ИИ нашему бизнесу, не рановато ли?

Продолжение последует …

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Репликация и сквозная авторизация: как это работает на примере Академии Ростеха

Подборка кейсов за полгода

Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников страховой компании «Согласие»

Типовые процессы существуют

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации