Обучать взрослых по-взрослому...
Наиболее продвинутые теоретики профессиональной подготовки взрослых на Западе пользуются следующими основными постулатами:
1. Навязать профессиональное обучение взрослым невозможно. Аудитория должна сама захотеть учиться.
2. Аудитория нацелена изучать то, что ей действительно необходимо.
3. Ей же необходимо решать значимые для нее проблемы: текущие или находящиеся в ближайшей перспективе.
4. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке.
5. Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории.
6. На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный.
7. Взрослые хотят сами влиять на содержание и осуществление процесса своего обучения.
Если допустить, что эти постулаты (экспериментально проверявшиеся, кстати) верны и приложить их ниве отечесвтенного корпоративного образования, можно прийти к следующим, взаимоисключающим, «теоретическим» допущениям:
- западные обучаемые взрослые – это нечто иное, нежели отечественные;
- наши обучающие курсы рассчитаны в массе своей не на профессиональное обучение взрослых или обучает их как-то по иному, возможно, как детей малых;
- наши обучающие не видят в наших обучаемых взрослых людей;
- ни обучающие, ни учащиеся не имеют опыта учить и учиться, как большие.
1. Навязать профессиональное обучение взрослым невозможно. Аудитория должна сама захотеть учиться.
2. Аудитория нацелена изучать то, что ей действительно необходимо.
3. Ей же необходимо решать значимые для нее проблемы: текущие или находящиеся в ближайшей перспективе.
4. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке.
5. Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории.
6. На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный.
7. Взрослые хотят сами влиять на содержание и осуществление процесса своего обучения.
Если допустить, что эти постулаты (экспериментально проверявшиеся, кстати) верны и приложить их ниве отечесвтенного корпоративного образования, можно прийти к следующим, взаимоисключающим, «теоретическим» допущениям:
- западные обучаемые взрослые – это нечто иное, нежели отечественные;
- наши обучающие курсы рассчитаны в массе своей не на профессиональное обучение взрослых или обучает их как-то по иному, возможно, как детей малых;
- наши обучающие не видят в наших обучаемых взрослых людей;
- ни обучающие, ни учащиеся не имеют опыта учить и учиться, как большие.