Оценка итогов обучения: результативность или эффективность
Сложность оценки итогов обучения, их выражения (и даже измерения) через эффективность или результативность неоднократно и на разные лады обсуждалась здесь в блоге и на аналогичных ресурсах.
Возможно, универсального ответа касательно оценки итогов обучения и не существует. Связано это не только со сложностью измерительных процедур, что финансовых, что педагогической диагностики, но и с условиями и спецификой учебного процесса в различных компаниях и, видимо в учебных заведениях. В каждом конкретном случае процедуры оценок, возможно, «слишком» уникальны.
Еще одним подтверждением этого вывода (для меня, по крайней мере), явилась реплика из интервью коллег, занимающихся обучением персонала фармацевтических предприятий:
«При оценке обучения необходимо говорить не об эффективности обучения, а о его результативности, в т.ч. о том, насколько правильно и полно составлены программы. Результативность внутреннего обучения может быть оценена в ходе экзаменов, аттестации, собеседования или по реальному улучшению работы сотрудников, которое может оценить непосредственный руководитель. Формы и критерии оценки результативности внутреннего обучения должны быть выбраны и установлены на каждом предприятии самостоятельно. Результативность внешнего обучения оценивается в основном по удовлетворенности слушателей. По окончании обучения можно провести “круглый стол”, простой опрос слушателей или тестирование. И в том, и в другом случае необходимо учитывать, что слушатели имеют разную базовую подготовку и специализацию, поэтому оценки проведенного обучения могут быть разными»
Возможно, универсального ответа касательно оценки итогов обучения и не существует. Связано это не только со сложностью измерительных процедур, что финансовых, что педагогической диагностики, но и с условиями и спецификой учебного процесса в различных компаниях и, видимо в учебных заведениях. В каждом конкретном случае процедуры оценок, возможно, «слишком» уникальны.
Еще одним подтверждением этого вывода (для меня, по крайней мере), явилась реплика из интервью коллег, занимающихся обучением персонала фармацевтических предприятий:
«При оценке обучения необходимо говорить не об эффективности обучения, а о его результативности, в т.ч. о том, насколько правильно и полно составлены программы. Результативность внутреннего обучения может быть оценена в ходе экзаменов, аттестации, собеседования или по реальному улучшению работы сотрудников, которое может оценить непосредственный руководитель. Формы и критерии оценки результативности внутреннего обучения должны быть выбраны и установлены на каждом предприятии самостоятельно. Результативность внешнего обучения оценивается в основном по удовлетворенности слушателей. По окончании обучения можно провести “круглый стол”, простой опрос слушателей или тестирование. И в том, и в другом случае необходимо учитывать, что слушатели имеют разную базовую подготовку и специализацию, поэтому оценки проведенного обучения могут быть разными»