Круглый стол «Смешанное обучение. Смешивать или взбалтывать?»
На конференции клиентов Websoft, состоялось 10 круглых столов по ряду волнущих большинство участников тем. Я попросил ведущих столов подвести итоги обсуждений - мне кажется
Марина Унгер из компании SRC была ведущей круглого стола по теме смешанного обучения и подвела итоги групповой дискусии. Ее материал ниже.
Уважаемые коллеги, в процессе обсуждений мы пришли к следующим выводам.
Смешанное обучение (СО) предполагает сочетание различных форм и методов обучения. При этом программа СО проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь».
Программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям:
1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию.
2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*.
3. Все компоненты программы СО используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности.
4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале).
*Именно эти компоненты чаще всего используются участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр. Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств
По материалам AMA, http://www.amanet.org/
Преимущества смешанного обучения
• больше возможностей доступа к информации для обучаемых;
• гибкость и адаптация учебных планов к потребностям сотрудников (например, если сотрудникам не нравится учиться дистанционно, то использование в учебном плане очных встреч может повысить их мотивацию);
• сокращение продолжительности учебной программы за счет перевода части материала в формат электронного курса;
• более рациональное использование времени на очном тренинге, при условии, что участники предварительно прошли обучение и/или тестирование в дистанционном формате;
• большая отдача от вложенных ресурсов, т.к. программа смешанного обучения предполагает использование самых сильных преимуществ каждого элемента «смеси».
Недостатки программ СО
• требует более тщательного планирования
• сложно оценивать эффективность программы
• может быть достаточно затратной
По опыту участников, внедрение программ смешанного обучения чаще всего имеет следующие предпосылки:
1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи.
2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса.
Разрабатывая программу СО необходимо отталкиваться от следующих основных факторов: • цели обучения
• целевая аудитория
• предмет изучения (учебная дисциплина)
• размер инвестиций
• сроки
Наиболее часто встречаемые варианты организации программы СО
1) Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары.
2) Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков.
3) Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО.
Марина Унгер из компании SRC была ведущей круглого стола по теме смешанного обучения и подвела итоги групповой дискусии. Ее материал ниже.
Уважаемые коллеги, в процессе обсуждений мы пришли к следующим выводам.
Смешанное обучение (СО) предполагает сочетание различных форм и методов обучения. При этом программа СО проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь».
Программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям:
1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию.
2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*.
3. Все компоненты программы СО используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности.
4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале).
*Именно эти компоненты чаще всего используются участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр. Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств
По материалам AMA, http://www.amanet.org/
Преимущества смешанного обучения
• больше возможностей доступа к информации для обучаемых;
• гибкость и адаптация учебных планов к потребностям сотрудников (например, если сотрудникам не нравится учиться дистанционно, то использование в учебном плане очных встреч может повысить их мотивацию);
• сокращение продолжительности учебной программы за счет перевода части материала в формат электронного курса;
• более рациональное использование времени на очном тренинге, при условии, что участники предварительно прошли обучение и/или тестирование в дистанционном формате;
• большая отдача от вложенных ресурсов, т.к. программа смешанного обучения предполагает использование самых сильных преимуществ каждого элемента «смеси».
Недостатки программ СО
• требует более тщательного планирования
• сложно оценивать эффективность программы
• может быть достаточно затратной
По опыту участников, внедрение программ смешанного обучения чаще всего имеет следующие предпосылки:
1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи.
2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса.
Разрабатывая программу СО необходимо отталкиваться от следующих основных факторов: • цели обучения
• целевая аудитория
• предмет изучения (учебная дисциплина)
• размер инвестиций
• сроки
Наиболее часто встречаемые варианты организации программы СО
1) Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары.
2) Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков.
3) Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО.