Текст, мультимедиа и мышление
До сих пор приходится слышать мнение, будто текст (в буквенно-символической форме) не относится к объектам мультимидиа. Большая, однако, часть солидных энциклопедий (Большой Энциклопедический словарь, Научно-технический энциклопедический словарь, Энциклопедия Британика), Википедия и др. «придерживаются» иного мнения.
Также считается, что информативность и эффективность восприятия текстового контента минимальны в сравнении с иными медиа:
Рис. Эффективность восприятия медиа объектов пользователями учебных курсов.
Тем не менее текстовый контент по-прежнему занимает существенное или доминирующее место в разного рода средствах учебной коммуникации, включая электронные курсы. И это едва ли может рассматриваться как их недостаток.
Вообще, попытки минимизировать или вовсе отказаться от сугубо текстового контента в е-курсах представляются не только преждевременными, но и бесполезными, ибо текст на естественном языке присутствует и там, где его физически может и не быть. Причиной тому является следующее обстоятельство:
Вольно или неосознанно мы «переводим» и интерпретируем искусственные визуальные образы, реальные поступки, процессы и разного рода события и явления на тот язык, который является для нас родным. Тексты – это орудие мышления, а мыслим мы преимущественно в «текстовой» форме. Именно это обстоятельство делает текст (в том числе и устный) незаменимым объектом медиа. Даже если в том или ином обучающем программном продукте «нет» ни одного слова, пользователь интерпретирует его, взаимодействует с ним и оценивает это взаимодействие, хранит в памяти и мыслит о нем прежде всего и в основном в терминах естественного языка.
Будучи инструментом мышления, кодирования, восприятия, хранения, извлечения, обработки и оценки информации текстовое
а) предшествует созданию, оценке и отбору визаульных образов на стороне разработчика, являясь, по сути, их первопричиной;
б) изображения, звуки декодириуются, обрабатываются, интерпретируются и оцениваются – мыслятся – пользователями, в конечном итоге, преимущественно в языковой форме.
Похоже, стоит как-то освежить взгляд на текст в качестве медиа.
Например, все объекты медиа в е-курсах могут рассматриваться как текст, выраженный в различных формах представления. Данное утверждение является, кстати, одной из базовых аксиом диалогического подхода к обучению.
Также считается, что информативность и эффективность восприятия текстового контента минимальны в сравнении с иными медиа:
Рис. Эффективность восприятия медиа объектов пользователями учебных курсов.
Тем не менее текстовый контент по-прежнему занимает существенное или доминирующее место в разного рода средствах учебной коммуникации, включая электронные курсы. И это едва ли может рассматриваться как их недостаток.
Вообще, попытки минимизировать или вовсе отказаться от сугубо текстового контента в е-курсах представляются не только преждевременными, но и бесполезными, ибо текст на естественном языке присутствует и там, где его физически может и не быть. Причиной тому является следующее обстоятельство:
Вольно или неосознанно мы «переводим» и интерпретируем искусственные визуальные образы, реальные поступки, процессы и разного рода события и явления на тот язык, который является для нас родным. Тексты – это орудие мышления, а мыслим мы преимущественно в «текстовой» форме. Именно это обстоятельство делает текст (в том числе и устный) незаменимым объектом медиа. Даже если в том или ином обучающем программном продукте «нет» ни одного слова, пользователь интерпретирует его, взаимодействует с ним и оценивает это взаимодействие, хранит в памяти и мыслит о нем прежде всего и в основном в терминах естественного языка.
Будучи инструментом мышления, кодирования, восприятия, хранения, извлечения, обработки и оценки информации текстовое
а) предшествует созданию, оценке и отбору визаульных образов на стороне разработчика, являясь, по сути, их первопричиной;
б) изображения, звуки декодириуются, обрабатываются, интерпретируются и оцениваются – мыслятся – пользователями, в конечном итоге, преимущественно в языковой форме.
Похоже, стоит как-то освежить взгляд на текст в качестве медиа.
Например, все объекты медиа в е-курсах могут рассматриваться как текст, выраженный в различных формах представления. Данное утверждение является, кстати, одной из базовых аксиом диалогического подхода к обучению.