Примеры работы с негативными эмоциями (№ 1)
В продолжение дискуссии, возникшей по мотивам поста "Тезисы об эмоциях в электронных курсах", как и обещал, приведу примеры из конкретного курса, посвященного управлению конфликтами:
Тут в кабинет входит Фёдор, всего год назад закончивший вуз и всего вторую неделю работающий в этой компании.
Федор: Доброе утро, коллеги!
В ответ он слышит весьма эмоциональные высказывания, подкрепляемые соответствующими мимическими выражениями и жестами персонажей:
Уязвленный Федор внутренне восклицает:
- Какие низкие люди! Сколько в них ненависти и высокомерия!
Однако тут же берет себя в руки:
- Стоп! Вдохни поглубже. Досчитай про себя до 10. Из любой ситуации теоретически возможен достойный выход.
Затем обучаемый выбирает варианты ответа на негативные реплики каждого из оппонентов Федора, например (рис. 3):
Любой из выборов обучаемого сопровождается комментарием.
К примеру, на реплику «Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей» варианты ответа комментируются так (рис. 4):
Так стоит ли огулом избегать использованная негативных эмоций в курсах? Что скажете?
В предлагаемом фрагменте действие происходит в офисном помещении. Начало рабочего дня. За столами сидят сотрудники (рис.1), считающие себя (об этом обучаемым известно из предыдущих разделов курса) достаточно опытными, квалифицированными и постоянными.
Рис. 1
Тут в кабинет входит Фёдор, всего год назад закончивший вуз и всего вторую неделю работающий в этой компании.
Федор: Доброе утро, коллеги!
В ответ он слышит весьма эмоциональные высказывания, подкрепляемые соответствующими мимическими выражениями и жестами персонажей:
- Никакое не доброе! После вашего появления у нас в помещении стало тесно и совсем нечем дышать.
- Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей.
- Почему так получается: стоит Федору появиться, как я сразу чувствую себя кругом виноватой?
- Что вы к Феде пристали. Он такой интеллигентный, невинный. Прямо душка!
- Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей.
- Почему так получается: стоит Федору появиться, как я сразу чувствую себя кругом виноватой?
- Что вы к Феде пристали. Он такой интеллигентный, невинный. Прямо душка!
Уязвленный Федор внутренне восклицает:
- Какие низкие люди! Сколько в них ненависти и высокомерия!
Однако тут же берет себя в руки:
- Стоп! Вдохни поглубже. Досчитай про себя до 10. Из любой ситуации теоретически возможен достойный выход.
Задача обучаемого состоит в том, чтобы достойно отреагировать на выпады коллег Федора.
Теперь их реплики появляются по одной, и обучаемому предлагается отреагировать на них, выполняя серию упражнений. Выглядит это так:
Дается условие задания (рис.2):
Рис. 2
Затем обучаемый выбирает варианты ответа на негативные реплики каждого из оппонентов Федора, например (рис. 3):
Любой из выборов обучаемого сопровождается комментарием.
К примеру, на реплику «Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей» варианты ответа комментируются так (рис. 4):
Рис. 4
Так стоит ли огулом избегать использованная негативных эмоций в курсах? Что скажете?