Ах, эти вредные тесты…
Проблема тестирования персонала, равно как и успешности обучения (а значит, измеримости его качества) является одной из самых сложных и наименее разработанных. Тесты, в том числе и компьютерные, вызывают массу нареканий.
В условиях же электронного обучения от тестов по определению никуда не деться.
Тесты бывают разные:
1. Тесты общих способностей
2. Тесты специальных способностей применительно к различным областям деятельности, в том числе и профессиональной
3. Тесты обученности (учебных достижений)
4. Тесты для диагностики отдельных свойств и черт личности (память, темперамент, внимание и пр.)
5. Тесты для определения компетенций
6. Тесты, измеряющие уровень воспитанности и социальной адаптивности
На каких тестах остановиться? Какие тесты компетентны использовать корпоративные учебные центры в электронных курсах? Способны ли авторы-разработчики штучных корпоративных курсов снабдить их валидным и надежным тестирующим пакетом? Что для этого нужно?
В моей практике разработки курсов корпоративные заказчики и/или непосредственные начальники, не ведая, что творят, неоднократно побуждали меня в сроки от 2 дней (!) до 2 месяцев создавать доморощенные тесты, соответствующие пп. 2, 4, 5 и 6 из приведенного выше списка. Приходилось, если аргументы не помогали, руководствуясь профессиональной этикой, либо делать вместо них наиболее безопасные тесты обученности, либо прибегать к позаимствованным стандартизированным методикам.
Как вы, коллеги, решаете задачу разработки тестов в электронных курсах? По возможности, поделитесь опытом.