Об эффективности и e-learning
На прошедшем E-learn Expo мудрецы особенно много рассуждали об эффективности применительно к e-learning. В том смысле, что хотелось бы эффективности да нет ее. Действительно есть масса технологий и решений, которые на Западе почему-то применяются и работают, а у нас нет.
Мне кажется, что основная причина в стадии развития рынка. Огромное количество российских бизнесов живет сейчас по принципу "Съешь доли рынка сколько сможешь" (открой еще 100 магазинов, купи 10 региональных компаний, и т.п.). В такой логике не до эффективности - наплевать сколько это стоит и можно ли сделать лучше - главное сделать как-нибудь. Соответственно и e-learning у таких компаний экспансионистский - не так важна эффективность, продуманность, главное "поднести патроны" бизнесу в его спринтерском забеге по регионам и странам. Когда это еще накладывается на традиционную инерцию мышления менеджмента применительно к новым технологиям и непонимание зачем нужно учить людей вообще, то получается, то, что мы наблюдаем сейчас. И это нормально. И не может быть в такой стадии никакого e-learning 2.0.
Как только состоится переход к модели стабильного (не взрывного) развития, и основной целью бизнеса станет не открытие еще 100 магазинов, а повышение EBITDA, тогда начнутся мысли об эффективности обучения (осталось немного, на мой взгляд еще 2-3 года). Вот тогда и заработают у нас виртуальные классы, web 2.0 и может быть даже виртуальные миры :) Единственная сфера где эта логика точно не действует - гос. управление. Эффективностью там не пахнет и никогда не будет, а EBITDA считать тоже нет никакой необходимости, поэтому потратить массу денег на бессмысленные "инновации" можно уже сейчас :) Уверен, что скоро доживем до n-learning - nano-learning - это когда маленькие роботы заползают в мозг и нашептывают умные мысли ;)