Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Божественная сущность тьютора и критерии ее измеримости

Несколько десятилетий назад французский педагог Селестен Френе высказал весьма неординарную мысль: социум требует от педагога совокупности таких качеств, которые могут целиком принадлежать одному только богу.
Решил проверить, а не изменилось ли что-нибудь спустя 90 лет, с тех пор, как Френе разработал свою потрясающую технологию обучения. Кстати, в ней к учителю предъявлялось лишь одно базовое требование ― руководство совместным написанием и публикацией текстов в школьной типографии. Так что wiki – хорошо забытое старое – может считать годом своего рождения 1918.

Увы, по мнению наших теоретиков от тьютора в условиях дистанционного обучения разом требуется такой набор профессиональных ролей, которые смертному ну никак не по бренному плечу. Он одновременно должен выступать как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, консультант, предметный эксперт и преподаватель, тренер, коуч, наставник, посредник между контентом и учащимся и, в контексте продвижения образовательных услуг, еще и как менеджер, маркетолог и продавец оных (см.) .
Под силу ли такое земному учителю? Не знаю, как вы, я на такое точно не способен, разве что на о-о-очень скромном уровне. Кто, где, какое учебное заведение способны дать такую подготовку, хватит ли будущему тьютору семи жизней, чтобы научиться тому, что от него требуют уважаемые теоретики?

Не менее заоблачные требования предъявляются к социальным, общекультурным и нравственным качествам тьютора: он должен быть гуманенен, толерантен, способен к эмпании, уважать права и свободы человека вообще и обучемого в частности и пр. и пр., грамотен, профессионально владеть устной и письменной речью, даже редактировать тексты и, разумеется, не распугивать контингент своим внешним видом, голосом и манерами, всегда оставаться здоровым и эстетически привлекательным.

Коммуникативные и психолого-педагогические параматеры тьютора должны быть не менее выдающимися, он обязан демонстрировать: «умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии»* . Тьютором "должен быть человек творческий, обладающий педагогическим тактом, ... , артистизмом, развитым чувством юмора,... Вместе с тем ему должны быть присущи сообразительность, работоспособность, эмоциональная восприимчивость и психологическая зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отставании своих позиций"* .
Пожалуй, хватит цитат. Умолчу также про некоторые IT-шные и пользовательские компетенции тьюторов ДО как само собой разумеющиеся.

Каким же должны при таких концептуальных обстоятельствах быть критерии измеримости работы тьюторов, сколько томов занимать их простое перечисление? Помыслить страшно.
Хватит, однако, думать, лучше работать пойду – диссертацию про тьюторство писать. Подобных цитат у меня на несколько диссертаций накопилось.

Популярные сообщения из этого блога

Своим путем: составляем адаптивные учебные планы сотрудника

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Массовый масштаб: E-Staff открывает новые возможности