Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Дерево диалогов — в головах обучаемых

Часть 1
(В ответ на публикацию Андрея Балыкова «Где растет дерево диалогов?»)

Большое окаянство — прибегать к технологиям искусственного интеллекта для организации учебных диалогов. Задача кажется заоблачной. Правда, в свое время Наставники меня учили: только нереализуемые задачи и достойны уважения. В смысле — выкручивайся.
Выкручиваюсь…

Стоит ли городить искусственный интеллект, когда у нас имеется интеллект естественный. Задача обучения в общепринятом понимании в том-то и состоит, чтобы повысить серость серого вещества всякими ненатуральными, искусственно созданными (формализованными) да еще и препарированными знаниями, нормами действий и поведения. То есть на почве одной отдельно взятой головы (души) построить некоторые искусственные конструкты, которые и считаются правильными интеллектуальными/поведенческими феноменами.

МОДЕЛЬ ОБУЧАЕМОГО

Задача построения ИИ в голове обучаемого (с прицелом на построение дерева диалогов там же) потребовала разработки его модели. Исходная субстанция, вся совокупность его знаний и опыта была названа нами (вслед за представителями некоторых психологических и транс(мета)лингвистических школ) САМОСТЬЮ.
Самость состоит из:
• естественного языка(ов) обучаемого
• опыта
• знаний (включая владение языками искусственными)
• психических процессов (ощущения, чувства, эмоции, воля, убеждения, вера и пр.)

Короче, самость — это психическая реальность обучаемого.

В нормальном состоянии все элементы самости эквипотенциальны, т.е. различимы, но равноценны, равнозначны, равновелики, неструктурированны и неиерархизированы. Между ними нет никаких связей. Самость — это спящий хаос. В ней мирно уживаются, не пересекаясь и не мешая друг другу, добро и зло, лень и энтузиазм, любовь и ненависть, жажда власти и мазохизм … (остальное желающие могут вписать сами)

Однако обучаемый (частный случай человека) устроен так, что его самость вынуждают структурироваться извне.

Чтобы что бы то ни было осуществить, заявить о себе, человек структурирует свою самость то в виде обучаемого, то учителя, то жены, то тещи, то любовника(цы), то подчиненного, то начальника… . Каждое из конкретных состояний самости называется Личность. Чем больше личностей способна продуцировать самость, чем больше языков знает, чем лучше ими владеет, чем богаче его опыт и изощреннее переживания, тем более продвинут человек. Иными словами, чем больше способен человек продуцировать личностей, чем у него богаче опыт манипулирования своими социальными личинами, тем богаче его внутренний мир и потенциал поведения.

Несложно сделать вывод: одна из частных задач обучения: организация диалога между этими личностями (психологи называют их еще персонами, масками или личинами). Такой диалог называется внутренними. Выходит, образовательная задача здесь — в организации такого внутреннего диалога.

ДИАЛОГ САМОСТЕЙ?

Трудно сказать, отчего чаще пробуждается самость, из-за внешних толчков или от внутренних импульсов. Однако возбуждение Самости и производство ею какой-нибудь из личностей осуществляется при посредстве языка. Сколько личностей, столько и языков, точнее — субъязыков (поведение, улыбка, например, или демонстрация кукиша — тоже являются знаками = элементами языка).

В первом приближении любой диалог при предлагаемом подходе выглядит так:


Впрочем, между внешним и внутренним диалогом личностей нет принципиальной разницы. На деле мы общаемся ни с Иваном или Марьей, а их образы (точнее – образы какой-то из их личностей) в нашем мозгу ведут диалог с одной из наших репрезентаций (Личностью). Ни Марья ни Иван, е-с-т-е-с-т-в-е-н-н-о не тождественны тому, чем/кем они мне кажутся. В силу этого выше размещенная табличка не что иное, как искусственная модель, на определенном этапе что-то, видно, проясняющая, но имеющая весьма отдаленное отношение к естественным психическим процессам.

Резюме.
Хотим мы или нет, осознаем или только делаем вид, что нами управляет разум (являющийся частным случаем ИИ), диалог живет только внутри нас, а не между нами. Собеседник суть повод (реже, причина) приступить к внутреннему диалогу.

Согласившись с этим, можно

ПОСТРИТЬ ДИАЛОГОВЫЙ СИМУЛЯТОР

— Представь себе, — говорил я на днях Личности одного молодого человека, — прогуливаешься ты в лесочке и сталкиваешься нос к носу с дремлющим львом.

При этом я чувствовал: внутри меня просыпаются мои личности. Одна впала в ступор и онемела. Другая — ринулась наутёк. Третья — упала на колени и стала умолять льва пожалеть ее. Четвертая — стала душить и рвать зверя зубами. Пятой захотелось поменять брюки.
Вдруг все пять ветвей на дереве моего диалога были сломаны хлесткой мыслью моего юного собеседника:
— А я папу позову, он у меня сильнее всех львов!

Ответ найден. Единственно верный и вполне убедительный для моего визави.

В контексте этой байки позволю одной из своих ипостасей, разговаривающей на субъязыке e-learning, заявить.

Доминирующий стиль обучения делает человеческий интеллект искусственным. Традиционное обучение стремится скроить из человеческой самости одну-единственную Личность-с-заранее-заданными-параметрами. Так устроена часть мира и так устроено образование, обеспечивающее адаптацию к ней. Личность-с-заранее-заданными-параметрами — идеал традиционного образования, которое монопольно решает и знает, что той или иной самости нужно знать, чтобы стать социально одобряемой личностью. Не думаю, что для этих целей стоит городить ИИ. Для этого достаточно традиционных запоминания (данных) и тренировки (операций). Сейчас подавляющее большинство курсов корпоративного e-learning посвящено преимущественно этому.

Достижения ИИ понадобятся в таком корпоративном обучении, где от работников (= людей) понадобятся профессиональные способности к 1) самоизменению и 2) созданию новых знаний, вещей, свойств и отношений. Об этом и о попытке построения дерева диалога — продолжение последует…

впервые опубликовано здесь
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Репликация и сквозная авторизация: как это работает на примере Академии Ростеха

Подборка кейсов за полгода

Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников страховой компании «Согласие»

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации

Как в компании «Магнит» работают над созданием функционального и удобного портала