Написание текста учебного курса. Часть 4 из 4-х
4. Способы работы или технологии.
Способы оперирования средствами можно свести в три основных способа:
1) Жесткий алгоритм — работа по готовым схемам. То есть методистами компании-разработчика единожды разработана схема и стиль подачи материала и далее по этой схеме собирается курс за курсом. Здесь я имею в виду не стандартизованную навигацию и опциональность, а именно шаблоны написания текста, которые должны соответствовать заявленной методистами послайдовой идеологии. Здесь на первом месте находятся имеющиеся в комплекте разработчика технологические приемы, особенности изучаемой темы должны укладываться в обозначенные рамки. Негативной стороной является то, что можно утерять интересные нюансы, которое при более гибком подходе зачастую и создают мотивационный остов курса.
Работа по готовым схемам хороша тем, что технологична, надежна, проверена с дидактической точки зрения. В некоторой степени это хорошо и для обучающегося: он знает, что его будет ожидать еще до начала изучения новой темы и имеет возможность распланировать свои усилия. Он уже привык, что здесь будет инструкция, чуть дальше — пояснение к ней, еще чуть дальше тест и т.д. Это же является и слабой стороной этого подхода: в каком именно смысле мы увидим чуть позже.
2) Другой способ — эпатажный. Когда внутри курса, в тексте, в заголовках каждый раз создается загадка, ситуация требующая от читателя некого удивления и размышления. Это о чем, это что такое? То есть мы «играем» с обучающимся, стимулируем постоянную включенность в процесс изучения. В этой технологии не важна строгая последовательность обучающих элементов — как лучше для преподнесения материала именно этой темы, так и надо делать. Стимулирование постоянного удивления обучающегося становится тоже в какой-то степени шаблоном и методическим приемом. Принципиальное отличие заключается в том, что эта гибкость позволяет автору курса использовать самые смелые ходы, если они оправданы особенностями изучаемой темы. Здесь уже материал становится первичен по отношению к технологии разработки. То, что этого никто раньше не делал не является препятствием к реализации задумки автора. Некоторой опасностью является возможность «заиграться», когда эпатажность начинает перевешивать необходимость. Как и во всем прочем, здесь важно чувство меры и здравый смысл — далеко не каждый хочет удивляться. Мы вообще не очень любим удивляться, поскольку, во-первых, у большинства из нас отрафировано чувство удивления, а во-вторых, страшновато, все время думаешь, чем тебя еще удивят.
Например, обратите внимание, что мы разучились праздновать 1-е апреля — все шутки дурацкие какие-то, они такие ожидаемые. Нет розыгрыша, нет культуры розыгрыша, нет культуры иронии — очень боимся потерять чувство собственного достоинства. Это мы к тому, что возможна технология, когда обучающийся чувствует легкую оторопь. Используя такую технологию, можно привести яркий пример, необычным образом озаглавить параграф, прямо посреди лекции спросить, как обучающийся понимает прочитанное, как к этому относится. Можно перед преподнесением очередного материала дать экспресс-тест на индивидуальные особенности, тогда обучающийся будет изучать материал адаптируя его к своим актуальным сильным и слабым сторонам. Вот эти вещи, когда они к месту, чрезвычайно освежают курс. Но при том условии, что ваша аудитория принимает их. А если у вас та самая аудитория, которая идентифицировала себя с функцией, которая вообще забыла о том, что они люди, когда они на рабочем месте, тогда, конечно, не надо ничего освежать. Тогда надо из курса в курс из года в год составлять, то, что однажды стало привычным и никак не может измениться.
3) И третье — способ творчества. Под творчеством мы здесь понимаем создание уникальных произведений в единственном числе, когда создатель материала стремиться воплотиться в нем раз и навсегда. Однажды я был на встрече с художником Владиславом Провоторовым. Меня до глубины души поразило то, что он рассказывал о своем творчестве. В частности он рассказывал, что когда картина завершена, он полностью уверен, что это его последняя картина: после того, что в нее вложено больше уже ничего не возможно сделать. Вот так и у пишущих людей бывает ощущение: «Выложился! В жизни больше об этом ничего не напишу».
Эти три типа создания текста приведены главным образом для того, чтобы предостеречь вас. Став профессиональными авторами люди как правило попадают в плен одной из этих профессиональных схем.
Одна из них — управлять чьим-то сознанием и, как правило, эта схема связана с ориентацией на массовую аудиторию, на всех, потому, что за лесом как известно не видно дерева. Такая схема связана со способом трансляции предписаний — действуй так! Эта схема связана с ориентацией на жесткие алгоритмы на типизированные технологии воздействия. Это первая схема.
Вторая схема, когда вы хотите помочь. При этом помочь некоторым, которым эта помощь нужна: менеджерам, бухгалтерам, технологам, начинающим, закостенелым, творческим — некой конкретной целевой аудитории. И тогда чаще всего речь идет о показе норм, как ведут себя те, кто успешен. И, как правило, связано с оригинальной подачей материала. К этой категории в меньшей степени относятся курсы наподобие продуктовых, по технике безопасности, корпоративной культуре или принятым правилам оформления документации. Здесь — курсы, которые часто не носят обязательный характер, которые позволяют профессионалу стать еще более эффективным. Если так можно выразится, это персональный бенчмаркинг — средство собрать профессионалу самый передовой инструментарий. При этом никто не указывает, как конкретно этот инструментарий использовать, в данном случае это является выбором самого профессионала.
Третий уровень — передача опыта. Высший пик коммуникативной деятельности. Когда целью является высказаться. У вас есть, что сказать, и вы обращаетесь к личности, к глубинному потаенному слою других людей, желая воплотиться в них. Вам важно чтобы и другие ощутили то, что знаете вы, и чего не знает никто. Конечно, здесь нужны новые идеи.
Способы оперирования средствами можно свести в три основных способа:
1) Жесткий алгоритм — работа по готовым схемам. То есть методистами компании-разработчика единожды разработана схема и стиль подачи материала и далее по этой схеме собирается курс за курсом. Здесь я имею в виду не стандартизованную навигацию и опциональность, а именно шаблоны написания текста, которые должны соответствовать заявленной методистами послайдовой идеологии. Здесь на первом месте находятся имеющиеся в комплекте разработчика технологические приемы, особенности изучаемой темы должны укладываться в обозначенные рамки. Негативной стороной является то, что можно утерять интересные нюансы, которое при более гибком подходе зачастую и создают мотивационный остов курса.
Работа по готовым схемам хороша тем, что технологична, надежна, проверена с дидактической точки зрения. В некоторой степени это хорошо и для обучающегося: он знает, что его будет ожидать еще до начала изучения новой темы и имеет возможность распланировать свои усилия. Он уже привык, что здесь будет инструкция, чуть дальше — пояснение к ней, еще чуть дальше тест и т.д. Это же является и слабой стороной этого подхода: в каком именно смысле мы увидим чуть позже.
2) Другой способ — эпатажный. Когда внутри курса, в тексте, в заголовках каждый раз создается загадка, ситуация требующая от читателя некого удивления и размышления. Это о чем, это что такое? То есть мы «играем» с обучающимся, стимулируем постоянную включенность в процесс изучения. В этой технологии не важна строгая последовательность обучающих элементов — как лучше для преподнесения материала именно этой темы, так и надо делать. Стимулирование постоянного удивления обучающегося становится тоже в какой-то степени шаблоном и методическим приемом. Принципиальное отличие заключается в том, что эта гибкость позволяет автору курса использовать самые смелые ходы, если они оправданы особенностями изучаемой темы. Здесь уже материал становится первичен по отношению к технологии разработки. То, что этого никто раньше не делал не является препятствием к реализации задумки автора. Некоторой опасностью является возможность «заиграться», когда эпатажность начинает перевешивать необходимость. Как и во всем прочем, здесь важно чувство меры и здравый смысл — далеко не каждый хочет удивляться. Мы вообще не очень любим удивляться, поскольку, во-первых, у большинства из нас отрафировано чувство удивления, а во-вторых, страшновато, все время думаешь, чем тебя еще удивят.
Например, обратите внимание, что мы разучились праздновать 1-е апреля — все шутки дурацкие какие-то, они такие ожидаемые. Нет розыгрыша, нет культуры розыгрыша, нет культуры иронии — очень боимся потерять чувство собственного достоинства. Это мы к тому, что возможна технология, когда обучающийся чувствует легкую оторопь. Используя такую технологию, можно привести яркий пример, необычным образом озаглавить параграф, прямо посреди лекции спросить, как обучающийся понимает прочитанное, как к этому относится. Можно перед преподнесением очередного материала дать экспресс-тест на индивидуальные особенности, тогда обучающийся будет изучать материал адаптируя его к своим актуальным сильным и слабым сторонам. Вот эти вещи, когда они к месту, чрезвычайно освежают курс. Но при том условии, что ваша аудитория принимает их. А если у вас та самая аудитория, которая идентифицировала себя с функцией, которая вообще забыла о том, что они люди, когда они на рабочем месте, тогда, конечно, не надо ничего освежать. Тогда надо из курса в курс из года в год составлять, то, что однажды стало привычным и никак не может измениться.
3) И третье — способ творчества. Под творчеством мы здесь понимаем создание уникальных произведений в единственном числе, когда создатель материала стремиться воплотиться в нем раз и навсегда. Однажды я был на встрече с художником Владиславом Провоторовым. Меня до глубины души поразило то, что он рассказывал о своем творчестве. В частности он рассказывал, что когда картина завершена, он полностью уверен, что это его последняя картина: после того, что в нее вложено больше уже ничего не возможно сделать. Вот так и у пишущих людей бывает ощущение: «Выложился! В жизни больше об этом ничего не напишу».
Эти три типа создания текста приведены главным образом для того, чтобы предостеречь вас. Став профессиональными авторами люди как правило попадают в плен одной из этих профессиональных схем.
Одна из них — управлять чьим-то сознанием и, как правило, эта схема связана с ориентацией на массовую аудиторию, на всех, потому, что за лесом как известно не видно дерева. Такая схема связана со способом трансляции предписаний — действуй так! Эта схема связана с ориентацией на жесткие алгоритмы на типизированные технологии воздействия. Это первая схема.
Вторая схема, когда вы хотите помочь. При этом помочь некоторым, которым эта помощь нужна: менеджерам, бухгалтерам, технологам, начинающим, закостенелым, творческим — некой конкретной целевой аудитории. И тогда чаще всего речь идет о показе норм, как ведут себя те, кто успешен. И, как правило, связано с оригинальной подачей материала. К этой категории в меньшей степени относятся курсы наподобие продуктовых, по технике безопасности, корпоративной культуре или принятым правилам оформления документации. Здесь — курсы, которые часто не носят обязательный характер, которые позволяют профессионалу стать еще более эффективным. Если так можно выразится, это персональный бенчмаркинг — средство собрать профессионалу самый передовой инструментарий. При этом никто не указывает, как конкретно этот инструментарий использовать, в данном случае это является выбором самого профессионала.
Третий уровень — передача опыта. Высший пик коммуникативной деятельности. Когда целью является высказаться. У вас есть, что сказать, и вы обращаетесь к личности, к глубинному потаенному слою других людей, желая воплотиться в них. Вам важно чтобы и другие ощутили то, что знаете вы, и чего не знает никто. Конечно, здесь нужны новые идеи.