Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Написание текста учебного курса. Часть 4 из 4-х

4. Способы работы или технологии.

Способы оперирования средствами можно свести в три основных способа:

1) Жесткий алгоритм — работа по готовым схемам. То есть методистами компании-разработчика единожды разработана схема и стиль подачи материала и далее по этой схеме собирается курс за курсом. Здесь я имею в виду не стандартизованную навигацию и опциональность, а именно шаблоны написания текста, которые должны соответствовать заявленной методистами послайдовой идеологии. Здесь на первом месте находятся имеющиеся в комплекте разработчика технологические приемы, особенности изучаемой темы должны укладываться в обозначенные рамки. Негативной стороной является то, что можно утерять интересные нюансы, которое при более гибком подходе зачастую и создают мотивационный остов курса.

Работа по готовым схемам хороша тем, что технологична, надежна, проверена с дидактической точки зрения. В некоторой степени это хорошо и для обучающегося: он знает, что его будет ожидать еще до начала изучения новой темы и имеет возможность распланировать свои усилия. Он уже привык, что здесь будет инструкция, чуть дальше — пояснение к ней, еще чуть дальше тест и т.д. Это же является и слабой стороной этого подхода: в каком именно смысле мы увидим чуть позже.

2) Другой способ — эпатажный. Когда внутри курса, в тексте, в заголовках каждый раз создается загадка, ситуация требующая от читателя некого удивления и размышления. Это о чем, это что такое? То есть мы «играем» с обучающимся, стимулируем постоянную включенность в процесс изучения. В этой технологии не важна строгая последовательность обучающих элементов — как лучше для преподнесения материала именно этой темы, так и надо делать. Стимулирование постоянного удивления обучающегося становится тоже в какой-то степени шаблоном и методическим приемом. Принципиальное отличие заключается в том, что эта гибкость позволяет автору курса использовать самые смелые ходы, если они оправданы особенностями изучаемой темы. Здесь уже материал становится первичен по отношению к технологии разработки. То, что этого никто раньше не делал не является препятствием к реализации задумки автора. Некоторой опасностью является возможность «заиграться», когда эпатажность начинает перевешивать необходимость. Как и во всем прочем, здесь важно чувство меры и здравый смысл — далеко не каждый хочет удивляться. Мы вообще не очень любим удивляться, поскольку, во-первых, у большинства из нас отрафировано чувство удивления, а во-вторых, страшновато, все время думаешь, чем тебя еще удивят.

Например, обратите внимание, что мы разучились праздновать 1-е апреля — все шутки дурацкие какие-то, они такие ожидаемые. Нет розыгрыша, нет культуры розыгрыша, нет культуры иронии — очень боимся потерять чувство собственного достоинства. Это мы к тому, что возможна технология, когда обучающийся чувствует легкую оторопь. Используя такую технологию, можно привести яркий пример, необычным образом озаглавить параграф, прямо посреди лекции спросить, как обучающийся понимает прочитанное, как к этому относится. Можно перед преподнесением очередного материала дать экспресс-тест на индивидуальные особенности, тогда обучающийся будет изучать материал адаптируя его к своим актуальным сильным и слабым сторонам. Вот эти вещи, когда они к месту, чрезвычайно освежают курс. Но при том условии, что ваша аудитория принимает их. А если у вас та самая аудитория, которая идентифицировала себя с функцией, которая вообще забыла о том, что они люди, когда они на рабочем месте, тогда, конечно, не надо ничего освежать. Тогда надо из курса в курс из года в год составлять, то, что однажды стало привычным и никак не может измениться.

3) И третье — способ творчества. Под творчеством мы здесь понимаем создание уникальных произведений в единственном числе, когда создатель материала стремиться воплотиться в нем раз и навсегда. Однажды я был на встрече с художником Владиславом Провоторовым. Меня до глубины души поразило то, что он рассказывал о своем творчестве. В частности он рассказывал, что когда картина завершена, он полностью уверен, что это его последняя картина: после того, что в нее вложено больше уже ничего не возможно сделать. Вот так и у пишущих людей бывает ощущение: «Выложился! В жизни больше об этом ничего не напишу».


Эти три типа создания текста приведены главным образом для того, чтобы предостеречь вас. Став профессиональными авторами люди как правило попадают в плен одной из этих профессиональных схем.

Одна из них — управлять чьим-то сознанием и, как правило, эта схема связана с ориентацией на массовую аудиторию, на всех, потому, что за лесом как известно не видно дерева. Такая схема связана со способом трансляции предписаний — действуй так! Эта схема связана с ориентацией на жесткие алгоритмы на типизированные технологии воздействия. Это первая схема.

Вторая схема, когда вы хотите помочь. При этом помочь некоторым, которым эта помощь нужна: менеджерам, бухгалтерам, технологам, начинающим, закостенелым, творческим — некой конкретной целевой аудитории. И тогда чаще всего речь идет о показе норм, как ведут себя те, кто успешен. И, как правило, связано с оригинальной подачей материала. К этой категории в меньшей степени относятся курсы наподобие продуктовых, по технике безопасности, корпоративной культуре или принятым правилам оформления документации. Здесь — курсы, которые часто не носят обязательный характер, которые позволяют профессионалу стать еще более эффективным. Если так можно выразится, это персональный бенчмаркинг — средство собрать профессионалу самый передовой инструментарий. При этом никто не указывает, как конкретно этот инструментарий использовать, в данном случае это является выбором самого профессионала.

Третий уровень — передача опыта. Высший пик коммуникативной деятельности. Когда целью является высказаться. У вас есть, что сказать, и вы обращаетесь к личности, к глубинному потаенному слою других людей, желая воплотиться в них. Вам важно чтобы и другие ощутили то, что знаете вы, и чего не знает никто. Конечно, здесь нужны новые идеи.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Репликация и сквозная авторизация: как это работает на примере Академии Ростеха

Подборка кейсов за полгода

Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников страховой компании «Согласие»

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации

Как в компании «Магнит» работают над созданием функционального и удобного портала