Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Как соотнести электронное и неформальное обучение?

На прошлой неделе я обсуждал с одним своим коллегой перспективы новых технологий обучения, связанных с компьютерными технологиями, выходящими за рамки простого и формального e-learning, заключающегося в создании и назначении электронных курсов.

Мы спорили о том, нужны ли вообще в корпоративном обучении решения, позволяющие организовывать неформализованные процессы обмена знаниями - такие как wiki (библиотеки электронных документов над которыми совместно работает группа авторов), блоги и т.п. В качестве "бронебойного" аргумента мой собеседник, скептически настроенный по отношению к таким технологическим новациям, хотя и работающий в сфере электронного обучения, спросил меня - знаю ли я хотя бы одну крупную компанию, где эти технологии востребованы и используются. Я был вынужден признать, что я таких компаний не знаю (хотя я то знаю компаний в которых есть СДО более чем достаточно и вообще интересуюсь событиями рынка). Как правило e-learning в российской компании, да и в западной тоже, это электронный курс, который открывается или назначается куче людей, завершается тестом, по которому в итоге смотрится отчет, собственно и являющийся основным результатом процесса. Даже форумы в учебном портале зачастую отключают - чтобы "не наговорили лишнего" ;)

В итоге я задумался над аргументацией, потому что сам уверен в эффективности обучения, протекающего в виде неформального обмена информацией, а также в том, что самостоятельно "добытая" обучаемым информация останется в его голове дольше чем та, которую попытались "вколотить" туда в ходе формального тренинга. В процессе поисков я набрел на информацию о ряде исследований, которые проводились как водится в Штатах, по соотношению формального и неформального обучения в корпорациях.

Одно из исследований, говорит о том, что 75% сотрудников корпораций считаю, что все что необходимо им для работы они изучили на рабочем месте, а не в учебной аудитории. Оценка доли неформального обучения на рабочем месте в общем объеме колеблется в разных исследованиях в диапазоне от 70 до 80%. См. рисунок - распределение способов обучения - формальных и неформальных.



Это означает, что большую часть знаний и навыков, необходимых нам для работы, мы получаем не в учебном классе, а от нашего окружения на рабочем месте. Можно ли после этого игнорировать технологии, позволяющие обеспечить более оперативное взаимодействие сотрудников и тем самым дополнительную поддержку неформального обучения? Я думаю что нет. Наоборот, современные технологии позволяют увеличить скорость и грубину неформального обучения за счет технологий обмена данными с территориально удаленными коллегами (например, я лично регулярно обмениваюсь опытом со своими партнерами из Киева через Skype, используя видеоконференцию и application sharing). Не надо также забывать, что любая электронная форма проведения неформального обучения позволяет сделать "твердую копию" неформальных знаний, т.е. перевести это знание в некий формализованный вид (например, моя видео-конференция c партнерами из Киева может быть записана и послана в Екатеринбург или Казань).

Я уверен, что в ближайшее время мы увидим (и надеюсь даже попробуем) реальное использование новых технологий неформального обмена данными в практике корпоративных учебных центров. Поскольку мне эта тема очень любопытна, я постараюсь писать об этих примерах, как только увижу или найду.

PS
Все ниже на английском
Статья про Informal Learning (неформальное обучение)
И еще одна
Workflow learning - еще одна идея, владеющая умами e-learning деятелей на западе
Статья про возможные направления использования e-learning для обучения на рабочем месте
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Репликация и сквозная авторизация: как это работает на примере Академии Ростеха

Подборка кейсов за полгода

Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников страховой компании «Согласие»

Типовые процессы существуют

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации