Написание текста учебного курса. Часть 1 из 4-х
Любой акт коммуникации, а именно им и является передача знаний обучающемуся посредством электронного курса, представляет собой некую модификацию более общего алгоритма. Задача коммуникации — обеспечить взаимодействие двух людей в знаковой форме. Два человека, две цивилизации, два коллектива — это все не важно: когда мы с вами обмениваемся знаками, мы совершаем коммуникативную деятельность, которая подчиняется особым законам. Окончательно формализованного свода законов коммуникации не существует, да и не может существовать, мы знаем очень много фактов, но не понимаем, каким образом происходит обмен знаками, каким образом люди понимают друг друга, каким образом строятся коммуникативные (обучающие) тексты. Вот только буквально последние несколько десятилетий мировая наука серьезно взялась за анализ процесса коммуникации, уже есть много наработок, но пока это только разрозненные кусочки. Поэтому то, что далее будет описано — это не истина в последней инстанции, а проверенные на практике закономерности. Без понимания этих основ очень трудно понять, как строятся все виды текстов, включая и тексты обучающего характера.
Что происходит, если тексты создаются по готовым схемам, по готовым целям, не вами сформулированным? Поскольку не вы эту цель сформулировали, то вы и не участвуете в создании этого текста как живой человек, вы просто упорядочиваете чужие мысли. Отсутствие личности в тексте, отсутствие некой человеческой компоненты и приводит к тому, что текст превращается в непонимаемый.
Четыре обязательных компонента, использование которых отличает профессионала в написании обучающих текстов от дилетанта. Дилетант просто составляет тексты по тем моделям, которым его научили — это в лучшем случае, в худшем случае — составляет как сложится.
Итак, профессионал перед написанием обучающего текста определяется в следующих четырех направлениях:
1. Цель.
2. Адресат.
3. Средства.
4. Способы работы или технологии.
1. Цель
Чего вы хотите добиться по итогу изучения курса? Когда вы начинаете писать текст, то должны иметь ответ на вопрос, какова ваша цель. Вот три типа целеполагания:
1) Управление поведением другого человека. Я хочу с помощью своего текста изменить поведение другого человека. «Соблюдай технику безопасности», «Планируй свое время эффективнее», «Мотивируй подчиненных», «Разрешай конфликтные ситуации», то есть ваша задача с помощью некого импульса изменить поведение другого человека, и при этом вам может быть не очень важно, что он думает по этому поводу.
Важно отдавать себе отчет в том, как должно измениться поведение по итогу изучения курса, но это не является достаточным условием эффективного воздействия. Комментарий: в переполненном вагоне метро люди спокойно прислоняются к дверям, не обращая внимание на надпись «Не прислоняться!». Тот, кто формулировал этот текст, знал, что хотел сделать, но не знал, как это сделать.
2) Помочь другому человеку. Это примерно та целевая установка, которая управляет поведением хорошего коуча, не ментора, а именно коуча — он помогает понять что-то, чего не понимает его подопечный, при этом выводы и действия, которые последуют из этого понимания — не его область ответственности. Это примерно то, что делает адвокат: он помогает выпутаться кому-то из проблем, при этом, не меняя его поведения — клиент можешь жить, как хочет, но получает некий совет. Это тоже цель, но она требует совершенно иных технологий, и должна реализовываться по-другому. Задачей учебного текста может быть как изменение поведения (см. предыдущий пункт), так и помощь профессионалу в повышении своей функциональной компетентности. А уж как эта компетентность будет использоваться — дело самого профессионала.
3) Информирование другого человека. Информирование — это когда вы просто сообщаете кому-то нечто, не интересуясь, будет он на это реагировать или не будет, надо ему это или не надо. Например, стоит человек и говорит, и совершенно ему не важно, кто его слышит, как его слышит, как его понимают: выговориться хочет. Отчасти поведение любого поэта, писателя, художника, музыканта диктуется этой мотивацией. Поэт не собирается менять сознание и поведение. Выговориться хочу и выговориться хочу именно так, как считаю нужным, и если меня не будут понимать, это к процессу не относится. Был случай, один художник принес картину на жюри — и вот члены жюри смотрят, очень не плохая картина, среднего качества, приличный реализм и кто-то сделал замечание: «вот здесь бы переписать кусочек неба». Этот художник замотал картину в тряпочку, сказал: «извините, это моя картина, ничего переписывать не буду». Ни один стоящий писатель, художник, поэт не потерпит вмешательства в свое творчество, оно устроено по-другому и для другого.
Вот три основных цели, которыми может руководствоваться автор. Тем не менее, смотришь иные тексты: Чего хотел автор? Для чего написан этот текст? Он хотел изменить чье-то поведение? Он хотел выдвинуть новую идею, которой все будут ошарашены? Или он хотел кому-то помочь? Ничего он не хотел. Трагедия в том, что человек создававший текст вообще ничего не хотел. Текст таким и получился. Потому что, без четкой, ясной внутренне осмысленной целевой установки текст не может быть выстроен — он рассыпается. Потому что единственное, что скрепляет любой текст — это внутренний стержень цели, как шампур: «я знаю, чего я хочу». Текст может быть слабо-структурированным — кусочки, мысли, факты, но при этом крайне важно, чтобы они были «нанизаны» на цель. Нет цели — и любой гладко и правильно написанный текст превращается в безвольный мешок с фактами.
Вы можете провести эксперимент — распечатать текст, порезать его на абзацы и предложить кому-нибудь сложить эти абзацы заново в текст. Если в тексте есть цель, он всегда складывается так и только так. А если в тексте цели нет — абзацы запросто меняются местами как угодно.
Вы внутренне должны для себя решить, чего вы хотите. Вы хотите донести новую мысль? Тогда в курсе должны быть новые мысли. Вы хотите кому-то помочь в чем-то разобраться? Тогда надо понять, в чем именно вы хотите помочь разобраться. Или вы хотите управлять сознанием и поведением кого-то? Тогда в учебном курсе должна быть идея, после прочтения которой, люди, которым этот текст предназначен, должны будут что-то изменить. В любом случае ваша первая и главная задача как автора курса — осмыслить целевые установки текста.
Что происходит, если тексты создаются по готовым схемам, по готовым целям, не вами сформулированным? Поскольку не вы эту цель сформулировали, то вы и не участвуете в создании этого текста как живой человек, вы просто упорядочиваете чужие мысли. Отсутствие личности в тексте, отсутствие некой человеческой компоненты и приводит к тому, что текст превращается в непонимаемый.
Четыре обязательных компонента, использование которых отличает профессионала в написании обучающих текстов от дилетанта. Дилетант просто составляет тексты по тем моделям, которым его научили — это в лучшем случае, в худшем случае — составляет как сложится.
Итак, профессионал перед написанием обучающего текста определяется в следующих четырех направлениях:
1. Цель.
2. Адресат.
3. Средства.
4. Способы работы или технологии.
1. Цель
Чего вы хотите добиться по итогу изучения курса? Когда вы начинаете писать текст, то должны иметь ответ на вопрос, какова ваша цель. Вот три типа целеполагания:
1) Управление поведением другого человека. Я хочу с помощью своего текста изменить поведение другого человека. «Соблюдай технику безопасности», «Планируй свое время эффективнее», «Мотивируй подчиненных», «Разрешай конфликтные ситуации», то есть ваша задача с помощью некого импульса изменить поведение другого человека, и при этом вам может быть не очень важно, что он думает по этому поводу.
Важно отдавать себе отчет в том, как должно измениться поведение по итогу изучения курса, но это не является достаточным условием эффективного воздействия. Комментарий: в переполненном вагоне метро люди спокойно прислоняются к дверям, не обращая внимание на надпись «Не прислоняться!». Тот, кто формулировал этот текст, знал, что хотел сделать, но не знал, как это сделать.
2) Помочь другому человеку. Это примерно та целевая установка, которая управляет поведением хорошего коуча, не ментора, а именно коуча — он помогает понять что-то, чего не понимает его подопечный, при этом выводы и действия, которые последуют из этого понимания — не его область ответственности. Это примерно то, что делает адвокат: он помогает выпутаться кому-то из проблем, при этом, не меняя его поведения — клиент можешь жить, как хочет, но получает некий совет. Это тоже цель, но она требует совершенно иных технологий, и должна реализовываться по-другому. Задачей учебного текста может быть как изменение поведения (см. предыдущий пункт), так и помощь профессионалу в повышении своей функциональной компетентности. А уж как эта компетентность будет использоваться — дело самого профессионала.
3) Информирование другого человека. Информирование — это когда вы просто сообщаете кому-то нечто, не интересуясь, будет он на это реагировать или не будет, надо ему это или не надо. Например, стоит человек и говорит, и совершенно ему не важно, кто его слышит, как его слышит, как его понимают: выговориться хочет. Отчасти поведение любого поэта, писателя, художника, музыканта диктуется этой мотивацией. Поэт не собирается менять сознание и поведение. Выговориться хочу и выговориться хочу именно так, как считаю нужным, и если меня не будут понимать, это к процессу не относится. Был случай, один художник принес картину на жюри — и вот члены жюри смотрят, очень не плохая картина, среднего качества, приличный реализм и кто-то сделал замечание: «вот здесь бы переписать кусочек неба». Этот художник замотал картину в тряпочку, сказал: «извините, это моя картина, ничего переписывать не буду». Ни один стоящий писатель, художник, поэт не потерпит вмешательства в свое творчество, оно устроено по-другому и для другого.
Вот три основных цели, которыми может руководствоваться автор. Тем не менее, смотришь иные тексты: Чего хотел автор? Для чего написан этот текст? Он хотел изменить чье-то поведение? Он хотел выдвинуть новую идею, которой все будут ошарашены? Или он хотел кому-то помочь? Ничего он не хотел. Трагедия в том, что человек создававший текст вообще ничего не хотел. Текст таким и получился. Потому что, без четкой, ясной внутренне осмысленной целевой установки текст не может быть выстроен — он рассыпается. Потому что единственное, что скрепляет любой текст — это внутренний стержень цели, как шампур: «я знаю, чего я хочу». Текст может быть слабо-структурированным — кусочки, мысли, факты, но при этом крайне важно, чтобы они были «нанизаны» на цель. Нет цели — и любой гладко и правильно написанный текст превращается в безвольный мешок с фактами.
Вы можете провести эксперимент — распечатать текст, порезать его на абзацы и предложить кому-нибудь сложить эти абзацы заново в текст. Если в тексте есть цель, он всегда складывается так и только так. А если в тексте цели нет — абзацы запросто меняются местами как угодно.
Вы внутренне должны для себя решить, чего вы хотите. Вы хотите донести новую мысль? Тогда в курсе должны быть новые мысли. Вы хотите кому-то помочь в чем-то разобраться? Тогда надо понять, в чем именно вы хотите помочь разобраться. Или вы хотите управлять сознанием и поведением кого-то? Тогда в учебном курсе должна быть идея, после прочтения которой, люди, которым этот текст предназначен, должны будут что-то изменить. В любом случае ваша первая и главная задача как автора курса — осмыслить целевые установки текста.