Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Распределение степеней активности и свободы между э- курсом и учащимся

Читал намедни «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачкова (М.: «Ось-89», 1999) о степени распределения активности между ведущим и участниками тренинга. Цитирую практически дословно, только заменив слово «тренинг» на «электронное обучение» и убрав лишние психологические и добавив педагогические словечки. Вот что вышло:

1. Электронное обучение «как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные»… по мнению средства обучения;
2. Электронное обучение «как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка» знаний, умений и навыков;
3. «Электронное обучение как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача … знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4. «Электронное обучение как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных … проблем»

Позволительно ли таким образом описывать и классифицировать процессы е-learning?

Нетрудно заметить, позиции в приведенном выше списке расположены по степени убывания авторитарности преподающего (е-курса) и возрастания активности и ответственности за происходящее учение тех, кого обучают.
В итоге, можно попробовать, опираясь на мысли И.Вачкова классифицировать роль преподающего (средства обучения) по следующим ролям:
1. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов».
2. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков.»
3. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них».
4. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений»

ИМХО, «все профессии нужны, все профессии важны». Профессиональные илёнинцы могут и должны уметь создавать свои продукты во всех 4-х видах, уметь назначать курсам все 4 роли в зависимости от актуальных задач и цели обучения.
Дело за малым: научиться делать электронные средства обучения, способные выполнять каждую из перечисленных выше ролей. Возможно, ради этого придется от ЛМСных слайдовых курсов переходит к е-тренингам, в том числе и ЛМСным.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации