Социальное обучение
В блоге уважаемого learn21 обнаружил пост "Социальное обучение"- вольный пересказ материала известного e-learning гуру Джея Кросса (Jay Cross).
Ниже - мысли коллеги о будущем обучения, которое должно строиться на социальных взаимодействиях (выделены жирным), а не на формализованных учебных планах и системах управления обучением.
Мне представляется, что утверждение о том, что социальные сети принципиально изменят обучение, не совсем соответствует реальности. Использование соц. сетей может быть очень полезно для организации взаимодействия группы студентов, направляемых умным преподавателем, но без преподавателя и контента общение превратиться в пустую болтовню. Посадите 20 малограмотных жителей пустыни Калахари в социальную сеть, не дав им адекватных учебников и преподавателя. Чему они смогут научиться? Скорее всего ничему, но забудут как выкапывать съедобные корешки :)
Утверждения про социальное обучение и мои комментарии (мои - италиком):
1) Не эксперты, а сеть - Если речь идет о том, чтобы научиться готовить картофельную запеканку, нет ничего лучше чем спросить 1000 посетителей кулинарного сайта. Получите 150 вариантов рецепта на любой вкус. А как насчет устройства синхрофазотрона? Если даже 10.000 малограмотных или недообученных людей будут его обсуждать сомнительно, что они смогут друг друга чему-то научить за разумное время
2) Не потребность знать, а потребность поделиться (!) - Прекрасная мысль. Очень напоминает послание нашего президента про модернизацию (надо модернизироваться и двигаться вперед! Ура!). Только скажите как! Но обычно те, кто по стратегическим вопросам, не дают ответа как зайцам стать ежиками :) Причем мне кажется, что если человек хочет делиться знаниями, то он сделает это и без социальной сети (хотя она, конечно, ему в этом поможет)
3) Не учебный план, а компетентность - кто бы спорил, но причем здесь LMS или обучение с преподавателем? Стандартное обучение не может развивать компетенции?
4) Сюрприз, а не предсказуемость - Сюрприз!! Коллективным разумом обучаемые решили, что изучить нам нужно не тут технологию, которую решил внедрять совет директоров компании, а совсем другую, но более интересную для них. Еще сюрприз, сегодня мы решили ничего не изучать, а скачивать музыку и обсуждать ее :)
5) Не склад, а поток - Тут не поспоришь, при непрерывно меняющейся жизни нужен непрерывный учебный процесс. Вот только вопрос - социальное взаимодействие это единственно возможный инструмент для непререывного обучения?
Мне кажется что в целом в эйфории от распространения сетевых сервисов мудрость толпы несколько преувеличивается. Толпы народа сожгли Александрийскую библиотеку, веками топили ведьм и устраивали хрустальные ночи. Редко когда группа буйных молодых людей собиралсь для коллектинвого написания сонетов :) Толпа превращается в нормальное общество или сообщество благодаря институтам, отличительной чертой которых является наличие правил и законов.
Ниже - мысли коллеги о будущем обучения, которое должно строиться на социальных взаимодействиях (выделены жирным), а не на формализованных учебных планах и системах управления обучением.
Мне представляется, что утверждение о том, что социальные сети принципиально изменят обучение, не совсем соответствует реальности. Использование соц. сетей может быть очень полезно для организации взаимодействия группы студентов, направляемых умным преподавателем, но без преподавателя и контента общение превратиться в пустую болтовню. Посадите 20 малограмотных жителей пустыни Калахари в социальную сеть, не дав им адекватных учебников и преподавателя. Чему они смогут научиться? Скорее всего ничему, но забудут как выкапывать съедобные корешки :)
Утверждения про социальное обучение и мои комментарии (мои - италиком):
1) Не эксперты, а сеть - Если речь идет о том, чтобы научиться готовить картофельную запеканку, нет ничего лучше чем спросить 1000 посетителей кулинарного сайта. Получите 150 вариантов рецепта на любой вкус. А как насчет устройства синхрофазотрона? Если даже 10.000 малограмотных или недообученных людей будут его обсуждать сомнительно, что они смогут друг друга чему-то научить за разумное время
2) Не потребность знать, а потребность поделиться (!) - Прекрасная мысль. Очень напоминает послание нашего президента про модернизацию (надо модернизироваться и двигаться вперед! Ура!). Только скажите как! Но обычно те, кто по стратегическим вопросам, не дают ответа как зайцам стать ежиками :) Причем мне кажется, что если человек хочет делиться знаниями, то он сделает это и без социальной сети (хотя она, конечно, ему в этом поможет)
3) Не учебный план, а компетентность - кто бы спорил, но причем здесь LMS или обучение с преподавателем? Стандартное обучение не может развивать компетенции?
4) Сюрприз, а не предсказуемость - Сюрприз!! Коллективным разумом обучаемые решили, что изучить нам нужно не тут технологию, которую решил внедрять совет директоров компании, а совсем другую, но более интересную для них. Еще сюрприз, сегодня мы решили ничего не изучать, а скачивать музыку и обсуждать ее :)
5) Не склад, а поток - Тут не поспоришь, при непрерывно меняющейся жизни нужен непрерывный учебный процесс. Вот только вопрос - социальное взаимодействие это единственно возможный инструмент для непререывного обучения?
Мне кажется что в целом в эйфории от распространения сетевых сервисов мудрость толпы несколько преувеличивается. Толпы народа сожгли Александрийскую библиотеку, веками топили ведьм и устраивали хрустальные ночи. Редко когда группа буйных молодых людей собиралсь для коллектинвого написания сонетов :) Толпа превращается в нормальное общество или сообщество благодаря институтам, отличительной чертой которых является наличие правил и законов.