Когда завершается е-курс?
Александр Рябинин затронул в посте «Управление временем электронного курса» очень важную, на мой взгляд, проблему, которая действительно, ускользает от внимания части отечественных разработчиков е-курсов и менеджмеров по обучению: каким образом управлять временем манипулирования пользователя электронным средством обучения, особенно в компаниях. Затронутый Александром вопрос стоит, думется, еще более расширить и сформулировать следующим образом: как организовать процесс обучения с помощью электронных средств обучения. Мой опыт говорит: в массе компаний процесс обучения на основе е-курсов организован никак. Соответственно, и мотивация персонала к учению реализуется как придется.
Начну с риторического вопроса: можно ли создать толковую учебную программу, не зная, как будет организовано ее изучение? Едва ли. Практика же такова, что вопросы осуществления процесса обучения у нас зачастую находятся вне фокуса внимания разработчиков курса. Иными словами, как будет изучаться созданный ими продукт их не касается (порой заказчики прямо так и заявляют внешним разработчикам ) или касается слишком причудливо.
Можно ли создать качественный обучающий продукт, не ведая или не спланировав заранее, как будет организовано и осуществлено обучение на его основе? - Сомневаюсь.
В действительности дизайн (проектирование) и создание курсов включает в себя не только изучение потребностей в обучении и целевой аудитории, наполнение их контентом, но также прописывание
1) их эксплуатации (организации процесса учения)
2) проектирования использования его результатов.
Например, теории уделяется столько-то времени, ее закреплению и применению (в виде учебного тренажа или на практике) – столько-то, коррекции ошибок и повторению – еще толика и т.д и с таким-то желаемым результатом. Классический педагогический дизайн (R. Gagne) включает процесс поддержки образовательных эффектов от обучения в структуру курса.
Некоторые американские практики и теоретики eL для бизнеса вовсе предлагают считать обучение законченным лишь после того, как обучаемые на своих рабочих местах продемонстрируют должный уровень применения и освоения изученного с помощью курса. Лишь тогда курс считается завершенным (!!!), и не ранее. Иначе е-курс грозит оказаться вещью-в-себе, имеющей весьма отдаленное отношение к процессу обучения, как это ни странно звучит.
Боюсь, памятуя о названии этого блога, что технологии е-learning и технологии разработки курса могут оказаться совсем не родственными процессами :(
Начну с риторического вопроса: можно ли создать толковую учебную программу, не зная, как будет организовано ее изучение? Едва ли. Практика же такова, что вопросы осуществления процесса обучения у нас зачастую находятся вне фокуса внимания разработчиков курса. Иными словами, как будет изучаться созданный ими продукт их не касается (порой заказчики прямо так и заявляют внешним разработчикам ) или касается слишком причудливо.
Можно ли создать качественный обучающий продукт, не ведая или не спланировав заранее, как будет организовано и осуществлено обучение на его основе? - Сомневаюсь.
В действительности дизайн (проектирование) и создание курсов включает в себя не только изучение потребностей в обучении и целевой аудитории, наполнение их контентом, но также прописывание
1) их эксплуатации (организации процесса учения)
2) проектирования использования его результатов.
Например, теории уделяется столько-то времени, ее закреплению и применению (в виде учебного тренажа или на практике) – столько-то, коррекции ошибок и повторению – еще толика и т.д и с таким-то желаемым результатом. Классический педагогический дизайн (R. Gagne) включает процесс поддержки образовательных эффектов от обучения в структуру курса.
Некоторые американские практики и теоретики eL для бизнеса вовсе предлагают считать обучение законченным лишь после того, как обучаемые на своих рабочих местах продемонстрируют должный уровень применения и освоения изученного с помощью курса. Лишь тогда курс считается завершенным (!!!), и не ранее. Иначе е-курс грозит оказаться вещью-в-себе, имеющей весьма отдаленное отношение к процессу обучения, как это ни странно звучит.
Боюсь, памятуя о названии этого блога, что технологии е-learning и технологии разработки курса могут оказаться совсем не родственными процессами :(