Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Знания, умения, сырые помидоры и бритва Оккама

Нынешнее состояние дискуссии о предпочтительности курсов, созданных в средствах ауторинга или уникальных флешовых и 3D продуктов, с одной стороны, и о целесообразности разработки таких курсов силами аутсорсеров или внутри компаний, с другой, напоминает совет О. Бендера гражданину Корейко: «Очень прошу вас, не ешьте на ночь сырых помидоров». Остап Ибрагимович сумел продемонстрировать «заботу»о благополучии «клиента», но не взял на себя ответственности пояснить, к каким последствиям – позитивным и негативным - употребление таких помидоров может привести.

1. Требование объективности вынуждает признать, что ни одно мнение в упомянутой дискуссии не может расцениваться с позиций «правильно-неправильно» или «истинно-ложно». Здесь куда уместнее принцип «полезно-бесполезно» или «эффективно-неэффективно».
Пока никто еще экспериментально не доказал, что «стандарнтый» текстово-картиночный курс передает знания, умения и навыки хуже или лучше, чем анимированный или 3D'ешный. В этом случае уместно опираться на принцип экономии (бритву Оккама):
из нескольких альтернативных подходов выбирается наиболее простой.

Пока не будет экспериментально и надежно доказано:
- что внешние провайдеры создают продукты более или менее эффективные, чем команды разработчиков внутри компаний, и наоборот,
- что учебные средства, сделанные стандартными средствами разработки (все равно, вне или внутри компаний) хуже/лучше обучают, чем эксклюзивные штучные продукты на ту же тему и того же содержания, -
из двух аналогичных решений разумнее выбирать наиболее простые.

Кстати, об этом говорит и практика. Факты подтверждают справедливость принципа Оккама: «стандартные решения» реализуются в десятки и сотни раз чаще штучных. Более того, эксклюзивные разработчики либо сами нещадно используют средства ауторинга, насыщая их флешем и даже 3D, или адаптируют свои уникальные продукты, «сделанные ручками» под требования LMS заказчика.

На практике же пусть цветут все цветы.

2. Присоединяюсь к предновогоднему ожиданию Ирины Деточки «А кто-нибудь в следующем году в компаниях предполагает не просто создавать контент, а развивать навыки и менять поведение сотрудников?» Сам того же жажду.
Однако одного желания маловато будет, поскольку не только наличие контента, но и факт обучения не ведут к автоматическому применению изученного на практике тотчас после «выпускного вечера». Электронное обучение, если оно даже успешно состоялось, не может, не способно по определению 100-процентно гарантировать выплощение изученного (практическую деятельность). Здесь нужны иные решения, часто организационные, а не сугубо учебные. Над поиском таких решений мы и работаем. И не столь здесь важно, покажем ли мы про то, как надо действовать сотруднику, супераховый мультик или скромное слайд-шоу, сделанное в средстве ауторинга. Собака зарыта в механизмах перехода - безразличных к способам создания и предъявления контента - от изученного к его применению на практике. Обучение способно обеспечить лишь потенциальную возможность последнего. А это "последнее"- прерогатива педагогического, а не визуального дизайна или эргономики, которые либо способствуют, либо мешают достижению нужных измененией образовательными средствами.

Цель корпоративного обучения – желаемые изменения в результативности и/или поведении персонала. И на это нужно ориентироваться в первую очередь, независимо от местоположения создателей курсов по отношению к компании и безотносительно к программым (софтверным) и визуальным решениям.
Пусть цветут и конкурируют все цветы. Бритва Оккама сама решит, какие из них срезать, чтоб клумба была клумбой.

На поисках того, как педагогически, психологически и организационно обеспечить целесообразные изменения в поведении средствами e-learning, а именно:
- сбалансировать производственную деятельность людей и содержание корпоративного обучения,
- сократить естественный разрыв между изученным и его применением,
- определить, какие организационные изменения рекомендовать (образовательный консалтинг) ради этого менеджементу,
видимо, стоит ориентироваться в первую очередь, чтобы изученное не пропало втуне, не искажалось и использовалось по максимуму.

Желаю всем участикам процесса сосредоточиться на этом в наступающем году.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации