Компьютерные тренеры эмоций
Нередко отечественный менеджмент обнаруживает, что прямое заимствование заграничных моделей управления и обучение менеджменту на нашей почве оказывается не совсем адекватными. На наш взгляд, отчасти это связано с тем, что бизнес-обучение у нас строится преимущественно на рациональных, когнитивных моделях в ущерб эмоциональным.
В то время как традиция, особенно школьного обучения, в значительной мере рассчитана на эмоциональное воздействие на обучаемых, ориентирована «сеять разумное, доброе, вечное», обучение взрослых на практике почему-то не учитывает эмоциональной компоненты образования.
Обучение посредством личностных и общественных переживаний для нашего человека не менее, а скорее всего более важно, нежели освоение безличностной информации и алгоритмов ее применения.В то время как традиция, особенно школьного обучения, в значительной мере рассчитана на эмоциональное воздействие на обучаемых, ориентирована «сеять разумное, доброе, вечное», обучение взрослых на практике почему-то не учитывает эмоциональной компоненты образования.
Выдающийся исследователь эмоций Кэррол Э. Изард присал: «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации».
В 1995 году Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл его таков: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих ради того, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей".
Использованию и развитию эмоционального интеллекта в сфере бизнеса целесообразно обучать. Прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана со взаимодействием с людьми. «Владение» эмоциональным интеллектом (при прочих равных условиях) дает бизнесмену или специалисту, как минимум, следующие преимущества:
1. Умение контролировать собственные эмоции
2. Умение создавать вокруг себя благоприятную психологическую атмосферу, заражать окружающих верой в успех
3. Умение «купировать» негативные переживания и перенаправлять их энергию в конструктивное русло, настраиваться на благоприятный исход дела
4. Умение понимать эмоции окружающих и действовать с учетом их переживаний.
Жизнь показывает, что наибольших высот в ней достигают те, кто способен в критической ситуации взять себя в руки, не поддаваться унынию, раздражению и гневу, создавать себе и вокруг себя обстановку радости, возбуждать интерес к жизни и способность удивляться новому и нетривиальному.
Электронному же обучению чаще всего «достается на орехи» именно из-за его «безэмоциональности». Авторы и педдизайнеры бьются над этой проблемой не первый год. Одно из ее решений видится в использовании в учебных курсах специальных анимированных персонажей - агентов, которые учили бы сотрудников не только бизнесу (см. Ссылка ), но и выражению эмоций и управлению ими. «Эмоциональным» агентам вполне реально «делегировать» следующие функции:
1. управление невербальными средствами выражения эмоций2. выбор наиболее оптимальных способов эмоционального реагирования применительно к типичным ситуациям бизнеса
3. моделирование собственного эмоционального поведения
4. моделирование эмоционального поведения подчиненных или клиентов
Примеры простейших упражнений, направленных на формирование эмоционального интеллекта обучаемых:
1.
Дано:
Господин Федюткин, затратил много сил и ресурсов на обучение и развитие инженера Сидоренко. Более того, Федюткин намеревался сделать инженера своим заместителем. Неожиданно он обнаруживает на своем столе заявление Сидоренко с просьбой уволить его по собственному желанию.
Господин Федюткин, затратил много сил и ресурсов на обучение и развитие инженера Сидоренко. Более того, Федюткин намеревался сделать инженера своим заместителем. Неожиданно он обнаруживает на своем столе заявление Сидоренко с просьбой уволить его по собственному желанию.
Вопросы
1. Каким выражением лица Федюткин, вероятнее всего, отреагировал на заявление Сидоренко?
2. С каким выражением лица Федюткину стоит начать беседу с Сидоренко с целью убедить того отозвать свое заявление?
2.
С каким выражением лица вы встретите предложение начальника поработать в выходные?