Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тесты как инструмент сократовского диалога?

Некоторое время назад в нашем блоге возникла тема о правилах оформления тестов Ссылка , о формальных и содержательных тестах Ссылка .

Вообще-то любое утверждение является не чем иным, как ответом на некогда актуальный вопрос (так сказать, на «бывший тест). В исторической ретроспективе за любыми учебными вопросами стояли порой весьма серьезные практические и мировоззренческие темы. Сегодняшнего школьника скорее всего не отправят на костер на фразу типа «Ни фига она не вертится!», в то время как несколько веков тому сожжение заживо грозило за прямо противоположную мысль.
Благо, требования демократии и соблюдения прав человека избавили нынешних школяров, не говоря же о слушателях системы корпоративного обучения, от серьезных угроз и даже от телесных наказаний. Гуманизация контроля и оценки знаний налицо!

К сожалению, гуманизация процесса освоения знаний далеко не продвинулась. Сократовское и аристотелевское обучение в форме последовательной постановки вопросов и ответов на них и по сей день не освоено массовым образованием. А ведь сократовские диалоги суть не что иное, как
  1. реконструкция учителем реальных «бывших» проблем, стоящих перед поколениями, предшествующих генерации обучаемых
  2. попытка обучаемых ответить на эти «прошлые» вопросы с позиций их настоящего
  3. оценка неудачных ответов учеников в форме встречных вопросов и размышлений, подталкивающих воспитанника к генерированию (а не извлечению из памяти) «правильного» знания.

Увы, за 2,5 тысячи постсократовских лет массовое образование научилось ставить лишь контрольные вопросы, так и не сумев реконструировать и воспроизвести механику обучающего — генерирующего в голове ученика знания — диалога.

Мы задались целью сымитировать некое подобие сократовского диалога при разработке электронного курса «Конфликты общения в организации». Замысел состоит в том, чтобы теоретические сведения преподносить обучаемым не виде текста–монолога, а посредством организации диалога обучаемого с компьютером в тестовой форме. (На деле в курсе провоцируется диалог обучаемого с самим собой, а его шаги фиксируются и/или комментируются автором курса при посредстве компьютера). При этом используются наиболее простые по форме типы тестов (выбор одного из двух, нескольких из нескольких), которым хотелось придать новое — неформальное — содержание.

Итак, на обозрение выносятся 2 фрагмента курса (из раздела, посвященного демонстрации знаков личностного превосходства) в виде батарей содержательных тестов.
Заранее благодарю за пожелания и комментарии.

Фрагмент 1
Человек хочет осознавать, что в том или ином вопросе, он более компетентен, чем любой из окружающих его людей

Да
Нет
Любой человек, находящийся рядом с вами, обладает хоть одним качеством, которым вы не обладаете или обладаете в меньшей мере. Тем самым этот человек превосходит вас
Да
Нет
Вы обладаете как минимум одним качеством, делающих вас хоть в чем-то превосходящим каждого из окружающих
Да
Нет
Любой из собеседников в чем-то превосходит другого
Да
Нет
Равенство собеседников обеспечивается
Их похожестью друг на друга
Их различиями друг с другом, которое обеспечивается наличием у каждого из них черт превосходства

Фрагмент 2
Демонстрация собственного превосходства ведет к конфликту

Да
Нет
Признание превосходства собеседника снижает вероятность конфликта
Да
Нет
Следовательно, вероятность возникновения конфликта снижают (на выбор)
демонстрация собственного превосходства
отказ от демонстрации собственного превосходства
подчеркивание превосходства собеседника в том, в чем он действительно силен
непризнание превосходства собеседника
безэмоциональное (нейтральное) принятие превосходства собеседника

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации

Теория программированного обучения Э.Л.Торндайка и Б.Ф.Скиннера