Тесты как инструмент сократовского диалога?
- реконструкция учителем реальных «бывших» проблем, стоящих перед поколениями, предшествующих генерации обучаемых
- попытка обучаемых ответить на эти «прошлые» вопросы с позиций их настоящего
- оценка неудачных ответов учеников в форме встречных вопросов и размышлений, подталкивающих воспитанника к генерированию (а не извлечению из памяти) «правильного» знания.
Увы, за 2,5 тысячи постсократовских лет массовое образование научилось ставить лишь контрольные вопросы, так и не сумев реконструировать и воспроизвести механику обучающего — генерирующего в голове ученика знания — диалога.
Мы задались целью сымитировать некое подобие сократовского диалога при разработке электронного курса «Конфликты общения в организации». Замысел состоит в том, чтобы теоретические сведения преподносить обучаемым не виде текста–монолога, а посредством организации диалога обучаемого с компьютером в тестовой форме. (На деле в курсе провоцируется диалог обучаемого с самим собой, а его шаги фиксируются и/или комментируются автором курса при посредстве компьютера). При этом используются наиболее простые по форме типы тестов (выбор одного из двух, нескольких из нескольких), которым хотелось придать новое — неформальное — содержание.
Итак, на обозрение выносятся 2 фрагмента курса (из раздела, посвященного демонстрации знаков личностного превосходства) в виде батарей содержательных тестов.
Заранее благодарю за пожелания и комментарии.
Фрагмент 1
Человек хочет осознавать, что в том или ином вопросе, он более компетентен, чем любой из окружающих его людей
Да
Нет
Любой человек, находящийся рядом с вами, обладает хоть одним качеством, которым вы не обладаете или обладаете в меньшей мере. Тем самым этот человек превосходит вас
Да
Нет
Вы обладаете как минимум одним качеством, делающих вас хоть в чем-то превосходящим каждого из окружающих
Да
Нет
Любой из собеседников в чем-то превосходит другого
Да
Нет
Равенство собеседников обеспечивается
Их похожестью друг на друга
Их различиями друг с другом, которое обеспечивается наличием у каждого из них черт превосходства
Фрагмент 2
Демонстрация собственного превосходства ведет к конфликту
Да
Нет
Признание превосходства собеседника снижает вероятность конфликта
Да
Нет
Следовательно, вероятность возникновения конфликта снижают (на выбор)
демонстрация собственного превосходства
отказ от демонстрации собственного превосходства
подчеркивание превосходства собеседника в том, в чем он действительно силен
непризнание превосходства собеседника
безэмоциональное (нейтральное) принятие превосходства собеседника