Электронное и программированное обучение
Время от времени приходится разубеждать коллег во мнении, будто электронное обучение суть обучение программированное по определению.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.
Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут применяться в e-learning.
Что же такое это самое "программированное обучение"? Это совокупность средств, методов и приемов обучения, в основе которой лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения данных.
Логика программированного обучения такова:
1. Материал предлагается малыми дозами, комфортными для усвоения
2. Обучаемый осуществляет с дозой знаний необходимые операции, обеспечивающие их усвоение.
3. Работа над каждой порцией знаний завершается той или иной формой контроля.
4. По итогам контроля обучаемому предъявляется обратная связь.
В случае успешной работы обучаемый поощряется и ему открывается возможность перейти к следующей порции знаний. При неудаче он получает помощь, подсказки, необходимые разъяснения или т.п. и работает с ними до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.
5. Обучение происходит в приемлемом для учащегося темпе.
Разумеется, здесь изложена лишь общая (и грубая) канва процесса программированного обучения, наиболее популярного, кстати, среди западный педагогических дизайнеров. В действительности же программированное обучение может быть линейным и адаптивным, сочетаться (смешиваться) с имитационным продуктами, методом кейсов, вкрапляться в электронные книги и т.п. Что бы там ни было, там, где мы хотим добиться от сотрудников четких действий, соблюдения инструкций и технологических регламентов, где чрезмерные самодеятельность и инициатива являются излишними, дидактический метод программированного обучения, скорее всего, оптимальнее иных.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.
Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут применяться в e-learning.
Что же такое это самое "программированное обучение"? Это совокупность средств, методов и приемов обучения, в основе которой лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения данных.
Логика программированного обучения такова:
1. Материал предлагается малыми дозами, комфортными для усвоения
2. Обучаемый осуществляет с дозой знаний необходимые операции, обеспечивающие их усвоение.
3. Работа над каждой порцией знаний завершается той или иной формой контроля.
4. По итогам контроля обучаемому предъявляется обратная связь.
В случае успешной работы обучаемый поощряется и ему открывается возможность перейти к следующей порции знаний. При неудаче он получает помощь, подсказки, необходимые разъяснения или т.п. и работает с ними до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.
5. Обучение происходит в приемлемом для учащегося темпе.
Разумеется, здесь изложена лишь общая (и грубая) канва процесса программированного обучения, наиболее популярного, кстати, среди западный педагогических дизайнеров. В действительности же программированное обучение может быть линейным и адаптивным, сочетаться (смешиваться) с имитационным продуктами, методом кейсов, вкрапляться в электронные книги и т.п. Что бы там ни было, там, где мы хотим добиться от сотрудников четких действий, соблюдения инструкций и технологических регламентов, где чрезмерные самодеятельность и инициатива являются излишними, дидактический метод программированного обучения, скорее всего, оптимальнее иных.