Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Электронное и программированное обучение

Время от времени приходится разубеждать коллег во мнении, будто электронное обучение суть обучение программированное по определению.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.

Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут применяться в e-learning.

Что же такое это самое "программированное обучение"? Это совокупность средств, методов и приемов обучения, в основе которой лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения данных.

Логика программированного обучения такова:
1. Материал предлагается малыми дозами, комфортными для усвоения
2. Обучаемый осуществляет с дозой знаний необходимые операции, обеспечивающие их усвоение.
3. Работа над каждой порцией знаний завершается той или иной формой контроля.
4. По итогам контроля обучаемому предъявляется обратная связь.
В случае успешной работы обучаемый поощряется и ему открывается возможность перейти к следующей порции знаний. При неудаче он получает помощь, подсказки, необходимые разъяснения или т.п. и работает с ними до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.
5. Обучение происходит в приемлемом для учащегося темпе.

Разумеется, здесь изложена лишь общая (и грубая) канва процесса программированного обучения, наиболее популярного, кстати, среди западный педагогических дизайнеров. В действительности же программированное обучение может быть линейным и адаптивным, сочетаться (смешиваться) с имитационным продуктами, методом кейсов, вкрапляться в электронные книги и т.п. Что бы там ни было, там, где мы хотим добиться от сотрудников четких действий, соблюдения инструкций и технологических регламентов, где чрезмерные самодеятельность и инициатива являются излишними, дидактический метод программированного обучения, скорее всего, оптимальнее иных.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации