Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Мотивация учения и избыточность в э-курсах

Один из столпов педагогического дизайна Б.С. Блум (Bloom), исследуя проблему мотивации к учению, пришел к выводу, что важнейшим эмоциональным фактором, влияющим на эффективность обучения, является восприятие обучаемым самого себя в ходе учебы.
Если учащийся постоянно получает подтверждения успешности своего обучения, это вызывает в нем позитивные эмоциональные состояния и мотивирует к дальнейшей учебе. Неуспешный же ученик, который постоянно получает обратную связь о своих неудачах, склонен переживать их негативно, перенося отрицательные эмоции на учебу в целом.

В условиях сугубо электронного обучения, когда отсутствует непосредственный контакт с учащимся, е-курсы, по-видимому, должны учитывать это обстоятельство. Очень часто неудачный опыт обучения, имевший место в прошлом опыте сотрудника, может блокировать его желание учиться в дальнейшем. Не с этим ли связана в значительной мере проблема незавершенности электронных курсов?

Помимо трансляции знаний, электронные курсы, особенно для низко мотивированного к учебе персонала, видимо, должны содержать специальные средства оптимизации успеха.
К таким средствам, избыточным на первый взгляд, могут быть, в частности и в первую очередь, отнесены:

1. Разветвленная система обратной связи, включающая доброжелательное конструктивное реагирование даже на неудачу обучаемого
Например:
При выборе ошибочного варианта ответа в тестовом задании, учащийся получает сообщения типа: «Вы выбрали не лучший вариант ответа, поскольку … . Зато теперь шансы отыскать верное решение увеличились!» или «Ход Ваших мыслей понятен. Давайте рассмотрим последствия такого решения» и предъявить эти последствия в текстовой или графической (анимированной) форме, в виде имитации и т.п.

2. Возвраты назад по результатам, к примеру, предварительного или промежуточного тестирования. Вместо того, чтобы множить ошибки и укреплять недовольство учебой во многих случаях целесообразно вернуться к более простому или базовому материалу, выработать у обучаемого на его основе умение успешно решать задачи более низкого уровня. Таким образом, у учащегося может выработаться большая уверенность в себе и возникнуть увлеченность обучением.

Подобные мотивирующие элементы в электронных курсах, безусловно, приведут к усложнению их структуры и увеличению объема. На то они, однако, и курсы, то есть средства управляемого обучения, а не электронные инварианты содержимого книг и лекций.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации