О продуктовых страховых курсах - из первых уст
Предлагаем вашему вниманию беседу с Михаилом Протасовым, специалистом по дистанционному обучению ОАО "АльфаСтрахование"
Справка: Компания «АльфаСтрахование» – одна из крупнейших компаний российского страхового рынка, входящая в top-10 ведущих страховщиков нашей страны. В настоящее время компания занимает одну из лидирующих позиций по темпам роста, исповедует инновационный подход к ведению бизнеса. Компания имеет более 70 филиалов в России, в которых работает более 2,5 тысяч человек.
Первые электронные курсы появились в компании в 2005 году. На данный момент на учебном портале имеется более 30 курсов, их количество постоянно растет.
Первые электронные курсы появились в компании в 2005 году. На данный момент на учебном портале имеется более 30 курсов, их количество постоянно растет.
Ваша компания обречена на обучение сотрудников страховым продуктам. Как Вы оцениваете потребность компании в продуктовых электронных курсах?
Продуктовые электронные курсы вместе с курсом по основам страхового дела на данный момент являются наиболее востребованными в компании. Сотрудники компании ежедневно работают со страховыми продуктами. Поэтому степень знаний особенностей продукта достаточно сильно влияет на результаты работы.
Продуктовые электронные курсы вместе с курсом по основам страхового дела на данный момент являются наиболее востребованными в компании. Сотрудники компании ежедневно работают со страховыми продуктами. Поэтому степень знаний особенностей продукта достаточно сильно влияет на результаты работы.
*
Какое место в изучении продуктовой линейки компании электронные курсы занимают сейчас?
Новых сотрудников, которые до этого не работали в страховании, мы обычно обучаем основным страховым продуктам очно. При необходимости изучения других страховых продуктов или для закрепления материала они дополнительно проходят электронные курсы. Сотрудники, имеющие опыт в страховании, обучаются дистанционно.
Существуют и другие примеры эффективного использования электронных курсов. Например, некоторые региональные тренеры активно используют их после проведения очного обучения: для поддержки знаний обучаемых и для подготовки к встрече с клиентом.
Новых сотрудников, которые до этого не работали в страховании, мы обычно обучаем основным страховым продуктам очно. При необходимости изучения других страховых продуктов или для закрепления материала они дополнительно проходят электронные курсы. Сотрудники, имеющие опыт в страховании, обучаются дистанционно.
Существуют и другие примеры эффективного использования электронных курсов. Например, некоторые региональные тренеры активно используют их после проведения очного обучения: для поддержки знаний обучаемых и для подготовки к встрече с клиентом.
*
Каким образом происходит взаимодействие создателей новых продуктов - предметных экспертов - со специалистами корпоративного университета? Сформировались ли определенные правила и стандарты, традиции такого взаимодействия?
Новые продукты – одно из самых приоритетных направлений создания электронных курсов. Обычно мы подготавливаем учебный курс заранее, чтобы специалисты продающих подразделений могли пройти обучение сразу же после появления продукта.
Разумеется, для оперативной подготовки курса мы активно взаимодействуем с экспертами по продуктам. При первом телефонном разговоре или встрече с экспертом мы обсуждаем оптимальные сроки создания курса и общую философию продукта (на что нужно обратить особенное внимание при обучении), а также просим выслать нам все существующие регламенты, приказы, бланки документов, инструкции, презентации для клиентов и другие существующие материалы, связанные с продуктом. На основании этих материалов мы готовим курсы, а если у нас возникают вопросы, обсуждаем их с экспертами по телефону.
Перед запуском курса он обязательно отправляется эксперту, который проверяет курс на наличие фактических ошибок.
*
Каким образом происходит взаимодействие создателей новых продуктов - предметных экспертов - со специалистами корпоративного университета? Сформировались ли определенные правила и стандарты, традиции такого взаимодействия?
Новые продукты – одно из самых приоритетных направлений создания электронных курсов. Обычно мы подготавливаем учебный курс заранее, чтобы специалисты продающих подразделений могли пройти обучение сразу же после появления продукта.
Разумеется, для оперативной подготовки курса мы активно взаимодействуем с экспертами по продуктам. При первом телефонном разговоре или встрече с экспертом мы обсуждаем оптимальные сроки создания курса и общую философию продукта (на что нужно обратить особенное внимание при обучении), а также просим выслать нам все существующие регламенты, приказы, бланки документов, инструкции, презентации для клиентов и другие существующие материалы, связанные с продуктом. На основании этих материалов мы готовим курсы, а если у нас возникают вопросы, обсуждаем их с экспертами по телефону.
Перед запуском курса он обязательно отправляется эксперту, который проверяет курс на наличие фактических ошибок.
*
Как Вы оцениваете степень влияния курсов на профессиональную подготовку работающих в компании людей?
Если сотрудник допускает грубые ошибки при работе со страховыми продуктами, то его руководитель может использовать дистанционное обучение как один из способов их устранения. При этом специальной оценки влияния именно дистанционного обучения на объем ошибок не производится.
Если сотрудник допускает грубые ошибки при работе со страховыми продуктами, то его руководитель может использовать дистанционное обучение как один из способов их устранения. При этом специальной оценки влияния именно дистанционного обучения на объем ошибок не производится.
*
Каким образом осуществляется контроль и оценка результатов обучения с помощью электронных курсов? Учитывается ли она при аттестации персонала?
Каждый продуктовый курс обязательно включает оценочное тестирование, результаты которого доступны руководителям сотрудника. Но при аттестации персонала оцениваются результаты работы сотрудника, а не результаты обучения.
Дистанционные курсы в компании предназначены в первую очередь для обучения, а не для оценки. Основной целью тестов также является закрепление, а не оценка изученного материала.
*
Каждый продуктовый курс обязательно включает оценочное тестирование, результаты которого доступны руководителям сотрудника. Но при аттестации персонала оцениваются результаты работы сотрудника, а не результаты обучения.
Дистанционные курсы в компании предназначены в первую очередь для обучения, а не для оценки. Основной целью тестов также является закрепление, а не оценка изученного материала.
*
Актуально ли для компании посттренинговое сопровождение курсов? Доступны ли они сотрудникам после того, как курс пройден?
Так как в продуктовом дистанционном обучении практически нет формирования навыков, а в основном происходит передача информации, обучаемым часто требуется именно информационное сопровождение.
Как правило, после изучения продукта обучаемые начинают активно с ними работать. В первое время у них часто возникают вопросы по продукту, ответы на которые они обычно легко получают у коллег или руководителей. В сложных случаях они обращаются к предметным экспертам и, иногда, в Корпоративный Университет.
Случаются ситуации, когда обучаемому требуется повторное прохождение обучения. Например, если он какое-то время не работал с конкретным продуктом и забыл часть вдруг понадобившейся ему информации. Допускается повторное прохождение дистанционных курсов без каких-либо ограничений, при этом результаты каждого прохождения курса фиксируются отдельно.
Так как в продуктовом дистанционном обучении практически нет формирования навыков, а в основном происходит передача информации, обучаемым часто требуется именно информационное сопровождение.
Как правило, после изучения продукта обучаемые начинают активно с ними работать. В первое время у них часто возникают вопросы по продукту, ответы на которые они обычно легко получают у коллег или руководителей. В сложных случаях они обращаются к предметным экспертам и, иногда, в Корпоративный Университет.
Случаются ситуации, когда обучаемому требуется повторное прохождение обучения. Например, если он какое-то время не работал с конкретным продуктом и забыл часть вдруг понадобившейся ему информации. Допускается повторное прохождение дистанционных курсов без каких-либо ограничений, при этом результаты каждого прохождения курса фиксируются отдельно.
*
Что, с Вашей точки зрения, обеспечивает эффективность контента продуктового курса? Благодаря каким методическим приемам обеспечивается успешное усвоение материала?
Один из ключевых принципов эффективности контента – курс должен быть написан живым и доступным обучаемому языком, на котором он общается с коллегами и клиентами в своей повседневной деятельности:
Один из ключевых принципов эффективности контента – курс должен быть написан живым и доступным обучаемому языком, на котором он общается с коллегами и клиентами в своей повседневной деятельности:
Обучаемый должен понимать, зачем ему нужно знать информацию, содержащуюся на слайдах и не должен учиться тому, что он считает бесполезным.
Если курс требует на прохождение более 10-20 минут, то достаточно эффективным является создание закрепляющих заданий после каждого из разделов.
Во-первых, это значительно повышает вероятность запоминания информации.
Во-вторых, можно оформить эти задания таким образом, чтобы обучаемому было интересно его выполнять, что также влияет на эффективность обучения.
В-третьих, можно дать задание в привязке к некоторой практической ситуацией, что продемонстрирует обучаемому, как теоретические знания из курса могут применяться в повседневной деятельности.
Если курс требует на прохождение более 10-20 минут, то достаточно эффективным является создание закрепляющих заданий после каждого из разделов.
Во-первых, это значительно повышает вероятность запоминания информации.
Во-вторых, можно оформить эти задания таким образом, чтобы обучаемому было интересно его выполнять, что также влияет на эффективность обучения.
В-третьих, можно дать задание в привязке к некоторой практической ситуацией, что продемонстрирует обучаемому, как теоретические знания из курса могут применяться в повседневной деятельности.
Даже в совсем коротких курсах можно разнообразить слайды, интерактивно подавая материал на них в новой (по сравнению с предыдущими слайдами) форме.
В примере ниже список раскрывается по одному пункту при нажатии кнопки «далее», при этом на картинке изображение дополняется объектами из нового пункта списка.
В примере ниже список раскрывается по одному пункту при нажатии кнопки «далее», при этом на картинке изображение дополняется объектами из нового пункта списка.
Еще один из плюсов таких приемов заключается в том, что после создания «интеракции» в одном курсе, легко потом сделать похожую в другом, скопировав часть кода из предыдущего. Это бывает особенно полезным, когда курс нужно сделать достаточно срочно, хочется вставить интерактивный элемент, но времени на создание нового нет.
*
Какими вам видятся перспективы продуктового электронного обучения в компании с точки зрения организации учебного процесса, совершенствования контента и методики обучения?
Основная и ближайшая перспектива развития продуктового обучения в компании, на мой взгляд, заключается в переводе на дистанционную форму части из тех процессов, которые продолжают оставаться очными. Для качественного обучения сотрудник должен, кроме изучения информации, потренироваться заполнять документы, рассчитывать стоимость страхового полиса, разобрать некоторые кейсы и т.д. Если реализовать такое обучение в электронных курсах, их эффективность возрастет и появится возможность использовать дистанционное обучение в еще более широкой области.
Основная и ближайшая перспектива развития продуктового обучения в компании, на мой взгляд, заключается в переводе на дистанционную форму части из тех процессов, которые продолжают оставаться очными. Для качественного обучения сотрудник должен, кроме изучения информации, потренироваться заполнять документы, рассчитывать стоимость страхового полиса, разобрать некоторые кейсы и т.д. Если реализовать такое обучение в электронных курсах, их эффективность возрастет и появится возможность использовать дистанционное обучение в еще более широкой области.