Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Зачем измерять эффективность заведомо малоэффективного?

С завидной периодичностью среди иленинг-общественности возникают обсуждения темы об эффективности электронного обучения. Одна из последних проходит здесь. Позволю себе предположить, что пресловутая эффективность имеет место существовать и измеряться на двух уровнях: «макро» – в масштабах всей компании и «микро», т.е. на уровне контента конкретных курсов и организации работы с ним.

Начну с более знакомого, с «микро». И с примера. (У нас обучение и информирование взрослых, аки детей малых, на примерах считается высшим образовательным пилотажем)
Если в батарее курсов компании формулировки целей каждого из них начинаются со слов «дать представление о …», «изучить …», «ознакомить…», «научить навыкам» и т.п. (см. ) то мы, в лучшем случае, сможем измерить эффективность работы тех, кто «дает представление»», «знакомит» и «учит», а не тех, кто учится. В огромном количестве действующих курсов их цели и задачи ставятся 1) не перед обучаемыми и 2) не от имени бизнеса. Соответственно, они не могут быть объективно и точно измерены в организационном макро-контексте.
Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать, если они применимы к любому курсу, какой бы ни была его цель, содержание, структура и качество. И открывают широчайшие возможности для деятельности с размахом экспертов и консалтеров.

Все эти «научить», «дать представление», «узнать и освоить» не имеют никакого отношения к целям и задачам бизнеса. В лучшем случае, это цели корпоративного учебного центра или авторов контента. Цели же бизнес-обучения должны адресоваться персоналу и начинаться со слов «продавать…», «использовать…», «рассчитывать…», «разрабатывать», «решать» нечто на основе применения знаний курса X.

Если обучение на основе электронных курсов организовано так, что персонал имеет возможность учиться, когда сможет/сумеет/захочет/умудрится, а не планомерно и систематически, самое время применять оценку эффективности e-learning.
Много ли у нас компаний, где электронное обучение организовано так, чтобы называться правильным и регулярным? Чтобы ответственность за его результаты (ведь все условия созданы!) действительно несли те, кто должен ее нести: обучаемые и учебный центр.

Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать… Там про условия достижения результата и комфортность обучения редко спрашивается.

Не так давно провел опрос среди авторитетных специалистов по e-learning: «Можно ли спрогнозировать эффективность курса до начала его эксплуатации?». (Речь шла о прогнозе эффективности курса на стадии его разработки) На 20-30% максимум, ответили участники опроса (кстати, среди опрашиваемых были и люди, рассуждающие о ROI и т.п. здесь). Выходит, эффективность создаваемого курса даже наполовину разработчики и методологи иленинга обеспечить не берутся.
Однако ROI, экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности применять готовы. А чего их не применять - непогрешимые в своей самодостаточности.

Резюме
Ничего не имею против доминирующих ныне методов оценки эффективности электронного обучения. (Лучших пока нет…) Более того, уверен, что они окажутся более точными, а их результаты более прагматичными, когда вместе с ними будут применяться методики оценки качества контента и организации учения.
Более того, к макро-оценкам следует допускать лишь те продукты, которые прошли образовательную экспертизу. А некачественные – отметать. Ведь используемые ныне, к примеру, в ROI опросы обучаемых, оценки знаний и пр. и пр. имеют дело с тем контентом, который бог послал. А это вовсе не означает, что с тем, который должен, с позиций качества) быть.
Эффективный e-learning обеспечивается качеством курсов и организацией обучения. Сколько ROI или т.п. ни применяй, они лучше не станут. Так есть ли смысл применять макро-оценку эффективности обучения там, где его организация и содержание курсов элементарно не отвечают требованиям педагогического дизайна? Зачем мерить заведомо неэффективное?

Популярные сообщения из этого блога

Своим путем: составляем адаптивные учебные планы сотрудника

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Делаем любую HTML страницу CMI5 курсом