Зачем измерять эффективность заведомо малоэффективного?
С завидной периодичностью среди иленинг-общественности возникают обсуждения темы об эффективности электронного обучения. Одна из последних проходит здесь. Позволю себе предположить, что пресловутая эффективность имеет место существовать и измеряться на двух уровнях: «макро» – в масштабах всей компании и «микро», т.е. на уровне контента конкретных курсов и организации работы с ним.
Начну с более знакомого, с «микро». И с примера. (У нас обучение и информирование взрослых, аки детей малых, на примерах считается высшим образовательным пилотажем)
Если в батарее курсов компании формулировки целей каждого из них начинаются со слов «дать представление о …», «изучить …», «ознакомить…», «научить навыкам» и т.п. (см. ) то мы, в лучшем случае, сможем измерить эффективность работы тех, кто «дает представление»», «знакомит» и «учит», а не тех, кто учится. В огромном количестве действующих курсов их цели и задачи ставятся 1) не перед обучаемыми и 2) не от имени бизнеса. Соответственно, они не могут быть объективно и точно измерены в организационном макро-контексте.
Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать, если они применимы к любому курсу, какой бы ни была его цель, содержание, структура и качество. И открывают широчайшие возможности для деятельности с размахом экспертов и консалтеров.
Все эти «научить», «дать представление», «узнать и освоить» не имеют никакого отношения к целям и задачам бизнеса. В лучшем случае, это цели корпоративного учебного центра или авторов контента. Цели же бизнес-обучения должны адресоваться персоналу и начинаться со слов «продавать…», «использовать…», «рассчитывать…», «разрабатывать», «решать» нечто на основе применения знаний курса X.
Если обучение на основе электронных курсов организовано так, что персонал имеет возможность учиться, когда сможет/сумеет/захочет/умудрится, а не планомерно и систематически, самое время применять оценку эффективности e-learning.
Много ли у нас компаний, где электронное обучение организовано так, чтобы называться правильным и регулярным? Чтобы ответственность за его результаты (ведь все условия созданы!) действительно несли те, кто должен ее нести: обучаемые и учебный центр.
Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать… Там про условия достижения результата и комфортность обучения редко спрашивается.
Не так давно провел опрос среди авторитетных специалистов по e-learning: «Можно ли спрогнозировать эффективность курса до начала его эксплуатации?». (Речь шла о прогнозе эффективности курса на стадии его разработки) На 20-30% максимум, ответили участники опроса (кстати, среди опрашиваемых были и люди, рассуждающие о ROI и т.п. здесь). Выходит, эффективность создаваемого курса даже наполовину разработчики и методологи иленинга обеспечить не берутся.
Все эти «научить», «дать представление», «узнать и освоить» не имеют никакого отношения к целям и задачам бизнеса. В лучшем случае, это цели корпоративного учебного центра или авторов контента. Цели же бизнес-обучения должны адресоваться персоналу и начинаться со слов «продавать…», «использовать…», «рассчитывать…», «разрабатывать», «решать» нечто на основе применения знаний курса X.
Если обучение на основе электронных курсов организовано так, что персонал имеет возможность учиться, когда сможет/сумеет/захочет/умудрится, а не планомерно и систематически, самое время применять оценку эффективности e-learning.
Много ли у нас компаний, где электронное обучение организовано так, чтобы называться правильным и регулярным? Чтобы ответственность за его результаты (ведь все условия созданы!) действительно несли те, кто должен ее нести: обучаемые и учебный центр.
Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать… Там про условия достижения результата и комфортность обучения редко спрашивается.
Не так давно провел опрос среди авторитетных специалистов по e-learning: «Можно ли спрогнозировать эффективность курса до начала его эксплуатации?». (Речь шла о прогнозе эффективности курса на стадии его разработки) На 20-30% максимум, ответили участники опроса (кстати, среди опрашиваемых были и люди, рассуждающие о ROI и т.п. здесь). Выходит, эффективность создаваемого курса даже наполовину разработчики и методологи иленинга обеспечить не берутся.
Однако ROI, экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности применять готовы. А чего их не применять - непогрешимые в своей самодостаточности.
Резюме
Ничего не имею против доминирующих ныне методов оценки эффективности электронного обучения. (Лучших пока нет…) Более того, уверен, что они окажутся более точными, а их результаты более прагматичными, когда вместе с ними будут применяться методики оценки качества контента и организации учения.
Более того, к макро-оценкам следует допускать лишь те продукты, которые прошли образовательную экспертизу. А некачественные – отметать. Ведь используемые ныне, к примеру, в ROI опросы обучаемых, оценки знаний и пр. и пр. имеют дело с тем контентом, который бог послал. А это вовсе не означает, что с тем, который должен, с позиций качества) быть.
Эффективный e-learning обеспечивается качеством курсов и организацией обучения. Сколько ROI или т.п. ни применяй, они лучше не станут. Так есть ли смысл применять макро-оценку эффективности обучения там, где его организация и содержание курсов элементарно не отвечают требованиям педагогического дизайна? Зачем мерить заведомо неэффективное?
Резюме
Ничего не имею против доминирующих ныне методов оценки эффективности электронного обучения. (Лучших пока нет…) Более того, уверен, что они окажутся более точными, а их результаты более прагматичными, когда вместе с ними будут применяться методики оценки качества контента и организации учения.
Более того, к макро-оценкам следует допускать лишь те продукты, которые прошли образовательную экспертизу. А некачественные – отметать. Ведь используемые ныне, к примеру, в ROI опросы обучаемых, оценки знаний и пр. и пр. имеют дело с тем контентом, который бог послал. А это вовсе не означает, что с тем, который должен, с позиций качества) быть.
Эффективный e-learning обеспечивается качеством курсов и организацией обучения. Сколько ROI или т.п. ни применяй, они лучше не станут. Так есть ли смысл применять макро-оценку эффективности обучения там, где его организация и содержание курсов элементарно не отвечают требованиям педагогического дизайна? Зачем мерить заведомо неэффективное?