Тьюторы - "ученики" в виртуальном классе
Продолжаем знакомство с опытом и мнениями практикующих тьюторов Светаланы Яскевич и Елены Локтевой. Сегодня они делятся своим «ученическим» опытом участия в вебинарах различных провайдеров этой услуги
1. Мне известно, что в последние 4 месяца вы очень активно, 2 и более раз в неделю посещаете различные вебинары на платформе виртуальных классов разных компаний. Что Вы извлекли для себя из этих посещений?
С.Я.: Участие в вебинарах позволяет получить двойную пользу. Во-первых, это непосредственно та информация, которая тематически предлагается для разбора на занятиях. Во-вторых, это опыт проведения такого рода мероприятий. Пока идет вебинар, ты вольно и (или) невольно отмечаешь приемы и методы их проведения, поведение преподавателя и т.п.
Е.Л.: В первую очередь, мы их посещаем в качестве обучаемых, следовательно, извлекли новые знания и систематизировали часть уже имеющихся.
Конечно, виртуальные классы – интересный инструмент. Но меня она пока больше всего интересует как способ проведения виртуальной защиты курсовых и дипломных работ, факультативов, тематических семинаров.
Я стараюсь организовать онлайновый учебный процесс так, чтобы каждый слушатель проходил его в своем темпе, в то время, когда ему наиболее удобно. Если бы я попыталась организовать учебное мероприятие по какой-то теме, то при таком подходе, наверняка мои слушатели окажутся в разных условиях: некоторые успеют уже отработать эту тему, а некоторые на этот момент еще до нее не дойдут. Возможно, это не так и плохо, но неловкости со стороны слушателей наверняка будут.
2. Какова, с Вашей точки зрения, оптимальная схема использования вебинаров (он-лайновых web-семинаров) в учебном процессе?
С.Я.: Оптимальность схемы использования вебинаров напрямую зависит от цели и задач, которую решает преподаватель при обучении. Поэтому, на мой взгляд, универсальной оптимальной схемы нет. Каждый раз эту схему следует выстраивать педагогическому дизайнеру, согласно конкретному курсу, конкретным целям и задачам, конкретной аудитории и т.д.
Е.Л.: Я еще не думала о построении каких-то схем. Мне кажется, что это будет обусловлено темой вебинара, его целевой аудиторией, продолжительностью и т.п.
3. Какие функции виртуального класса Вы, как тьюторы, считаете наиболее существенными?
С.Я. Ответ на этот вопрос неоднозначен, как минимум, по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы выделить существенные функции следует для начала огласить все существующие. И, второе, не ясно, речь идет о технических функциях, которые реализованы виртуальным классом (загрузка и просмотр презентаций, чат, графическая доска и т.д.) или о тех функциях, которые он предоставляет педагогу для его практической деятельности (например, для проведения семинаров, мозговых штурмов и т.д.).
Е.Л.: Активность взаимодействия участников, взаимный «оживляж» тьютора и других членов группы. Возможность обсуждать вопросы в тот же момент, когда они появились.
4. Какие образовательные преимущества и какие ограничения свойственны известным Вам виртуальным классам?
Е.Л.: Не готова сравнивать.
С.Я.: Образовательные преимущества:
- возможность получения обратной связи;
- удобный и действенный инструмент для использования различных педагогических приемов в преподавании (провокативного, проблемного обучения, интерактивность, организация дискуссий, мозговые штурмы и т.п.);
- способ повышения мотивации аудитории к обучению, например через личностный контакт;
- учишься на своем рабочем месте, т.е. нет необходимости, куда бы то ни было добираться, что значительно экономит время всех участников;
- еще один механизм организации обучения в совокупности с другими: дистанционными, очными, комбинированными и т.п.
Ограничения связаны с двумя позициями: техническими и образовательными.
Технические ограничения:
- обязательное наличие у обучаемых высокоскоростного Интренета и дополнительного оборудования (наушники или колонки, микрофон);
- расписание должно быть удобно для всех участников.
Образовательные ограничения:
1. Мне известно, что в последние 4 месяца вы очень активно, 2 и более раз в неделю посещаете различные вебинары на платформе виртуальных классов разных компаний. Что Вы извлекли для себя из этих посещений?
С.Я.: Участие в вебинарах позволяет получить двойную пользу. Во-первых, это непосредственно та информация, которая тематически предлагается для разбора на занятиях. Во-вторых, это опыт проведения такого рода мероприятий. Пока идет вебинар, ты вольно и (или) невольно отмечаешь приемы и методы их проведения, поведение преподавателя и т.п.
Е.Л.: В первую очередь, мы их посещаем в качестве обучаемых, следовательно, извлекли новые знания и систематизировали часть уже имеющихся.
Конечно, виртуальные классы – интересный инструмент. Но меня она пока больше всего интересует как способ проведения виртуальной защиты курсовых и дипломных работ, факультативов, тематических семинаров.
Я стараюсь организовать онлайновый учебный процесс так, чтобы каждый слушатель проходил его в своем темпе, в то время, когда ему наиболее удобно. Если бы я попыталась организовать учебное мероприятие по какой-то теме, то при таком подходе, наверняка мои слушатели окажутся в разных условиях: некоторые успеют уже отработать эту тему, а некоторые на этот момент еще до нее не дойдут. Возможно, это не так и плохо, но неловкости со стороны слушателей наверняка будут.
2. Какова, с Вашей точки зрения, оптимальная схема использования вебинаров (он-лайновых web-семинаров) в учебном процессе?
С.Я.: Оптимальность схемы использования вебинаров напрямую зависит от цели и задач, которую решает преподаватель при обучении. Поэтому, на мой взгляд, универсальной оптимальной схемы нет. Каждый раз эту схему следует выстраивать педагогическому дизайнеру, согласно конкретному курсу, конкретным целям и задачам, конкретной аудитории и т.д.
Е.Л.: Я еще не думала о построении каких-то схем. Мне кажется, что это будет обусловлено темой вебинара, его целевой аудиторией, продолжительностью и т.п.
3. Какие функции виртуального класса Вы, как тьюторы, считаете наиболее существенными?
С.Я. Ответ на этот вопрос неоднозначен, как минимум, по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы выделить существенные функции следует для начала огласить все существующие. И, второе, не ясно, речь идет о технических функциях, которые реализованы виртуальным классом (загрузка и просмотр презентаций, чат, графическая доска и т.д.) или о тех функциях, которые он предоставляет педагогу для его практической деятельности (например, для проведения семинаров, мозговых штурмов и т.д.).
Е.Л.: Активность взаимодействия участников, взаимный «оживляж» тьютора и других членов группы. Возможность обсуждать вопросы в тот же момент, когда они появились.
4. Какие образовательные преимущества и какие ограничения свойственны известным Вам виртуальным классам?
Е.Л.: Не готова сравнивать.
С.Я.: Образовательные преимущества:
- возможность получения обратной связи;
- удобный и действенный инструмент для использования различных педагогических приемов в преподавании (провокативного, проблемного обучения, интерактивность, организация дискуссий, мозговые штурмы и т.п.);
- способ повышения мотивации аудитории к обучению, например через личностный контакт;
- учишься на своем рабочем месте, т.е. нет необходимости, куда бы то ни было добираться, что значительно экономит время всех участников;
- еще один механизм организации обучения в совокупности с другими: дистанционными, очными, комбинированными и т.п.
Ограничения связаны с двумя позициями: техническими и образовательными.
Технические ограничения:
- обязательное наличие у обучаемых высокоскоростного Интренета и дополнительного оборудования (наушники или колонки, микрофон);
- расписание должно быть удобно для всех участников.
Образовательные ограничения:
- требуется наличие достаточно «однородной» аудитории обучаемых;
- круг обсуждаемых вопросов на вебинаре должен быть актуален для всех участников;
- количественные ограничения по составу группы (до 15 человек).
5. Что бы Вы порекомендовали разработчикам виртуальных классов (ВК) с тьюторской "колокольни"?
С.Я.: Имеются в виду пожелания, касающиеся технических «наворотов» виртуальных классов или их с точки зрения юзабилити? Сейчас хочется сказать о юзабилити. Озвучу несколько конкретных неудобств, возникающих при работе с одним российским ВК. Думаю, что разработчикам не стоит наступать на те же грабли:
- очень маленькое окно чата (отсюда неудобства: мелкий шрифт, ограничена возможность отсматривать несколько сообщений одновременно и т.п.);
- невозможность регулировать размеры окна (отсюда возникающие практически неоправданные полосы прокрутки, которых вполне можно было бы избежать, но которые вносят свою лепту неудобств);
- невозможность видеть весь список участников вебинара сразу, как только число участников перерастает определенное количество (отсюда, неудобство, связанное с обращениями по именам к участникам, в большом списке быстро его не найдешь).
Е.Л.: Не знаю, насколько это заслуживает внимания, но хотелось бы, чтобы можно было в конце подвести некий рейтинговый итог занятия. Может быть, обучаемым дать возможность выставить оценку за свою работу, за работу тьютора, за работу других членов группы.
Если использовать вебинар для раздачи домашних заданий (например, к следующему вебинару слушатели должны прийти подготовленными по какой-то тематике, чтобы затем обсудить ее), то имело бы смысл предложить список вопросов для подготовки, чтобы слушатели могли выбрать для себя тему, и где-то это зафиксируется. Благодаря этому тьютору было легче подготовиться к следующему занятию, зная, от кого из слушателей чего ожидать.
- круг обсуждаемых вопросов на вебинаре должен быть актуален для всех участников;
- количественные ограничения по составу группы (до 15 человек).
5. Что бы Вы порекомендовали разработчикам виртуальных классов (ВК) с тьюторской "колокольни"?
С.Я.: Имеются в виду пожелания, касающиеся технических «наворотов» виртуальных классов или их с точки зрения юзабилити? Сейчас хочется сказать о юзабилити. Озвучу несколько конкретных неудобств, возникающих при работе с одним российским ВК. Думаю, что разработчикам не стоит наступать на те же грабли:
- очень маленькое окно чата (отсюда неудобства: мелкий шрифт, ограничена возможность отсматривать несколько сообщений одновременно и т.п.);
- невозможность регулировать размеры окна (отсюда возникающие практически неоправданные полосы прокрутки, которых вполне можно было бы избежать, но которые вносят свою лепту неудобств);
- невозможность видеть весь список участников вебинара сразу, как только число участников перерастает определенное количество (отсюда, неудобство, связанное с обращениями по именам к участникам, в большом списке быстро его не найдешь).
Е.Л.: Не знаю, насколько это заслуживает внимания, но хотелось бы, чтобы можно было в конце подвести некий рейтинговый итог занятия. Может быть, обучаемым дать возможность выставить оценку за свою работу, за работу тьютора, за работу других членов группы.
Если использовать вебинар для раздачи домашних заданий (например, к следующему вебинару слушатели должны прийти подготовленными по какой-то тематике, чтобы затем обсудить ее), то имело бы смысл предложить список вопросов для подготовки, чтобы слушатели могли выбрать для себя тему, и где-то это зафиксируется. Благодаря этому тьютору было легче подготовиться к следующему занятию, зная, от кого из слушателей чего ожидать.