Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тренажёры

В течение 2007 года мы разработали около десяти тренажёров: обучающих продуктов с несколько отличающейся от традиционных учебных курсов методикой обучения. Эксперимент оказался удачным и, видимо, пришло время поделиться опытом.


Как это выглядит с точки зрения обучающегося

Весь материал тренажёра разделён на главы. Главы взаимонезависимы, но проходить тренажёр обучающимся рекомендуется последовательно: после полного прохождения первой главы переходить ко второй и так далее до окончания тренажёра. После прохождения всех глав обучающемуся предлагается сдать итоговый тест, чтобы подтвердить свою успешность в освоении материала.

Прохождение каждой отдельной главы начинается с раздела «Практикум», где обучающемуся предстоит выполнить ряд заданий в формате ответов на вопросы. Заданиями могут быть вопросы на понимание материала, взаимосвязи понятий, разрешения конкретных ситуаций. Это могут быть диагностические тесты на выявление ресурса обучающегося или его слабых мест. Мы предупреждаем обучающихся, что не отслеживаем, как именно они отвечают на отдельные вопросы, поэтому они имеют свободу для экспериментирования материалом практикума. По мере выполнения заданий приводятся полезные комментарии, а по завершении практикума даются рекомендации по дальнейшим действиям.

Если задания покажутся обучающимся чрезмерно сложными, им рекомендуется перейти в раздел «Хрестоматия» и изучить приведённый там материал. Этого оказывается достаточно, чтобы восполнить пробелы в понимании теории и уверенно и безошибочно выполнить любое из приведённых в «Практикуме» заданий.

Мы не предлагаем обучающимся первоначально изучить теорию (она размещена в разделе «Хрестоматия»), поскольку полагаем, что они в достаточной степени опытны, чтобы справится с выполнением заданий «Практикума». В процессе ответов на некоторые из вопросов некоторые из обучающихся могут почувствовать необходимость в получении дополнительной информации по отдельным темам и, в момент перехода к разделу «Хрестоматия», у них будет сформировано представление, в информации какого рода они нуждаются. Это позволяет обучающимся при прочтении материалов хрестоматии оптимальным образом использовать своё время, поскольку восприятие подготовлено, и они уже точно знают, на какие моменты стоит обратить особое внимание. Это повышает отдачу от времени, вложенного в обучение.

Прохождение последнего подраздела «Тесты» позволяет обучающимся получить количественную оценку успешности усвоения ими материала. Хорошие показатели прохождения этого рубежного контроля дают им уверенность в успешной сдаче контрольного теста по итогу прохождения всего тренажёра.


Как это выглядит с точки зрения организатора ДО

С точки зрения организации учебного процесса «Тренажёр» практически не отличается от обычного обучающего курса. Весь объем материала всё так же поделен на взаимонезависимые главы. Каждая глава всё так же содержит теорию, практические задания и тесты для самопроверки. По итогу прохождения всего тренажёра сдаётся итоговый контрольный тест, на основании которого организатор дистанционного обучения принимает решение об успешном (или не успешном) усвоении обучаемым материала.

Основное отличие тренажёра от учебного курса заключается в том, что для успешных, опытных, эрудированных, здравомыслящих обучающихся нет необходимости тратить своё время на чтение теоретического материала. А те, кто будут изучать теорию, будут изучать только те разделы, которые им действительно необходимы и — что, пожалуй, самое главное — потому, что им это интересно. За счёт чего это достигается?

Наш опыт наблюдения за обучающимися показывает, что люди, а особенно взрослые люди не очень охотно изучают теорию, если у них нет чёткого представления, зачем им это надо, как именно они смогут это использовать завтра в своей работе, для решения каких именно задач. Идеология тренажёра такова, что обучающиеся сразу начинают разрешать вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности. Дальнейшее изучение теории служит уже конкретной цели: более эффективному разрешению рабочих ситуаций. Причём, при прохождении раздела «Практикум» восполняется представление о рабочих ситуациях, которые могут потребовать разрешения. Рабочие ситуации намеренно даются во всей их противоречивости, то есть не схематично, без упрощения. При этом, будучи разделены на простые по форме вопросы, они не создают перегруженности сознания необходимостью удерживать одновременно большое количество факторов. В этой связи мы избегаем использования кейсов среднего и большого размера в пользу заданий могущих уместиться одновременно на одном слайде без полосы прокрутки.

Похождение «Практикумов» стимулирует исследовательскую активность обучающихся, в результате которой выявляются неточности в их понимании картины мира. Это приводит к более осознанному, ответственному и эффективному изучению теории.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации