Эксперимент Эллен Лангер
Иногда в процессе прохождения курса обучающиеся получают различные просьбы: «сделайте…», «вспомните…», «ответьте…», «будьте искренни…». Авторы курса, конечно, заинтересованы в том, чтобы их просьбы исполнялись, а вовсе не в том, чтобы проницательный обучающийся, понимающий, что «на итоговый балл это всё равно не повлияет», отмахивался бы от этих просьб как от назойливых мух. Есть простой в исполнении и эффективный приём, позволяющий увеличить вероятность того, что просьба будет выполнена.
Но сперва — описание обещанного в заголовке эксперимента.
Эллен Лангер (Dr. Ellen Langer is a professor in the Psychology Department at Harvard University) ходила по разным местам, где делают ксерокопии, прося о небольшой услуге у людей, стоящих в очереди:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что я спешу?
Эффективность таким образом сформулированного требования была очень высокой: 94% тех, кого просила Эллен Лангер, позволили ей проскочить без очереди.
В другом случае психолог сформулировала свою просьбу в такой форме:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом без очереди?
В этой ситуации только 60% тех, кого она просила, согласились.
На первый взгляд кажется, что главным различием между двумя приведенными формулировками просьбы была дополнительная информация, представленная словами «потому что я спешу». Но третий эксперимент показал, что это не совсем так. Похоже, что значение имело не все уточнение, а только первое «потому что».
В третьем случае Лангер использовала связку «потому что», а затем, не добавляя ничего нового, просто вновь утверждала очевидное:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?
Результатом было то, что вновь почти все (93%) согласились, хотя никаких реальных объяснений, никакой новой информации не было добавлено.
Итак, возвращаясь к созданию учебных курсов. Если автор после своей просьбы, обращённой в сторону обучающегося, поставит запятую вместо точки, впечатает слова «потому что» (или их аналог для разнообразия), добавит после «потому что» несколько поясняющих слов, то этим значительно увеличит эффективность своей просьбы.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjeP95cN06EQyQFsPvHS__cqNHXaS1luWpy7mLLSkbfn5Xgdl9L9D8tpH-8St0wZGcKe8fJnIW2wHKCckPfRP8EA89AUwHYnsEYV7QR9FeCLQG5VJLWKsuvgFhdlSPcYhoBJua3/s400/langer.jpg)
Эллен Лангер (Dr. Ellen Langer is a professor in the Psychology Department at Harvard University) ходила по разным местам, где делают ксерокопии, прося о небольшой услуге у людей, стоящих в очереди:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что я спешу?
Эффективность таким образом сформулированного требования была очень высокой: 94% тех, кого просила Эллен Лангер, позволили ей проскочить без очереди.
В другом случае психолог сформулировала свою просьбу в такой форме:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом без очереди?
В этой ситуации только 60% тех, кого она просила, согласились.
На первый взгляд кажется, что главным различием между двумя приведенными формулировками просьбы была дополнительная информация, представленная словами «потому что я спешу». Но третий эксперимент показал, что это не совсем так. Похоже, что значение имело не все уточнение, а только первое «потому что».
В третьем случае Лангер использовала связку «потому что», а затем, не добавляя ничего нового, просто вновь утверждала очевидное:
— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?
Результатом было то, что вновь почти все (93%) согласились, хотя никаких реальных объяснений, никакой новой информации не было добавлено.
Итак, возвращаясь к созданию учебных курсов. Если автор после своей просьбы, обращённой в сторону обучающегося, поставит запятую вместо точки, впечатает слова «потому что» (или их аналог для разнообразия), добавит после «потому что» несколько поясняющих слов, то этим значительно увеличит эффективность своей просьбы.